Царская грамота

До недавнего времени роль Свято – Успенского Далматовского монастыря в экономическом развитии нашего края и, в частности, горного производства недооценивалась, т.к. в годы Советской власти историческая наука носила атеистическое направление, и одни историки не могли, а другие не желали дать объективную характеристику его деятельности. Ведь благодаря монастырскому «заводику» именно здесь, на реке Каменке появился первый казенный металлургический завод на Урале, началась промышленная добыча железной руды и производство металла.
Удивительно, но судьбу нашего города решили четыре человека!
Двое из них: цари — Федор Алексеевич и Петр Алексеевич Романовы. Двое других: игумены Успенского Далматовского монастыря Исаак и Афонасий. А дело было так.
31 июля 1679 года игумен Исаак во второй раз становится настоятелем монастыря и начинает активно заниматься монастырскими делами.
Игумен же Афонасий, под названием Черного попа, с благословления Митрополита Тобольского Павла, отправляется в Москву «бить челом» Великому Государю и Великому Князю Федору Алексеевичу о церковных потребах и монастырских нуждах.
Прежде всего монастырь нуждался в жалованных грамотах: на земли по реке Тече—для строительства девичьего монастыря, и по реке Каменке (монахи называли ее Железенкой) — для основания железоделательного производства. Потребность в железе была огромной. Монастырь был отдален от больших городов, и «железа про монастырский обиход взять и купить» было негде.
Нужно сказать, что в те времена река Каменка с прилегающими лесами и полями принадлежала крестьянам Колчеданского острога. Об этом монахи могли и не знать, т.к. колчеданцы тогда межевание еще не сделали и межевых документов не составили.
В 1679-1680 гг. под руководством игумена Исаака начинается строительство Введенского монастыря на реке Тече, а также монастырской заимки на реке Каменке. Здесь строятся жилые дома для крестьян, амбары и сараи для припасов, печи для плавки руды, кузница, мельница и др. Идет добыча руды, хотя официального разрешения — царской грамоты на владение этими землями у монахов еще не было.
Игумен Афонасии выехал в Москву не один, а с келарем монастыря старцем Никоном, их сопровождали еще 3 человека. В столице они прожили два года. Афонасий успел за это время обратить на себя внимание и царя Федора Алексеевича, и Патриарха Иоакима. Вероятно, царским чиновникам неоднократно преподносились подарки, чтобы дело решалось в пользу монастыря. В результате двухгодичное пребывание в Москве игумена Афонасия не было напрасным.
31 января (10 февраля по новому стилю) 1682 года царю была подана челобитная, в которой от имени игумена и настоятеля Успенского монастыря Исаака, основателя монастыря старца Далмата, келаря монастыря старца Никона и казначея старца Лукияна «з братьею» было прошение о пожаловании монастырю земель по речке Железенке (Каменке). Просьба их была удовлетворена чрезвычайно быстро, т.к. уже 3 февраля (13 по новому стилю) была написана царская грамота о пожаловании Успенскому монастырю месторождений железной руды по речке Железенке, окрестных лесов и других угодий; «железную руду про их монастырский обиход плавить, и лесом в тех урочищах владеть».
Кроме этого, царь дал монастырю богатые дары и велел беспошлинно провести эти дары до монастыря, о чем гласит дарственная грамота от 11 февраля (21 по новому стилю) 1682 года.
Таким образом, 13 февраля 1682 года было получено официальное разрешение на земли по реке Каменке, а к этому времени там уже был построен «монастырский двор» и во всю шло производство железа. Два игумена, Исаак и Афонасий, один на месте, другой в столице, свершили грандиозное дело — заложили основание будущего Каменска. И эту дату можно считать официальным днем рождения поселения на р. Каменке, т.е. днем рождения нашего города.
Полный текст подлинника и копии челобитной монахов пока не обнаружен, но его содержание практически полностью дублируется в жалованной грамоте. Подлинник жалованной царской грамоты «с печатью государевой» должен был храниться в монастыре, а снятая с него копия — в приказной избе города Тобольска. Судьба этих документов такова.
В 1733 — 1743 гг. известный историк Г.Ф.Миллер (немец по рождению, приехал в Россию в 1725 году) участвовал в экспедиции по изучению Сибири. Вместе с участниками экспедиции он обследовал и описал архивы более 20 городов, в том числе Тобольска. Миллер собрал огромную коллекцию копий документов по русской истории, среди которых оказалась и жалованная грамота царя Федора Алексеевича Успенскому Далматовскому монастырю.
Именно эта копия сохранилась до нашего времени и сейчас находится в одном из архивов г. С.- Петербурга. А та, что была в архиве Тобольска, вероятно, сгорела в опустошительном пожаре 1788 года.
В 2000 году сотрудники Каменск- Уральского краеведческого музея, работая в архивах г. С.-Петербурга, обнаружили копию жалованной грамоты, сделанную Миллером в Тобольске и, в свою очередь, сняли с нее копию для музея. Полный текст этого уникального документа нигде и никогда не публиковался, впервые он был представлен на выставке к 300-летию нашего города в краеведческом музее, где до сих пор и находится.
А подлинная грамота «за печатью великого государя» пока не обнаружена, и не известно, сохранилась ли она.
Итак, мы рассказали о трех значимых фигурах: царе Федоре Алексеевиче, настоятеле монастыря Исааке и игумене Афонасии, имеющих непосредственное отношение к появлению монастырского поселения на реке Каменке, впоследствии ставшим Каменским заводом.
А здесь мы приводим перевод полного текста Грамоты царя Федора Алексеевича из Сибирского приказа тобольскому воеводе князю А. А. Голицыну о пожаловании Успенскому Далматовскому монастырю месторождений железной руды на р.Железенке, окрестных лесов и других угодий.
«Список великого государя з грамоты слово в слово:
От царя и великого князя Федора Алексеевича всея Великая и Малыя и Белый Рос©Ии самодержца в Сибирь, в Тоболеск боярину нашему и воеводам князю Алексею Андреевичу Голицыну с товарищи.
В нынешнем во (7)190-м (1682) году генваря в 31 де(нь) били челом нам, великому государю, из Сибири Тобольского уезду с Ысети реки Успенского монастыря игумен Исаак, строитель старец Долмат, келарь старец Никон, казначей старец Лукиян з братьею: в прошлом де во (7)189- м (1680-1681) году приискали они в Сибири вверх по Исете реке на правой стороне, выше Калчаданского острогу пятнадцать верст, в пустых местах на речьке Железенке руду железную, а та де речька никому рус©Ким людем и иноземцам не в даче, а лежит впусте. А им де, кроме тое руды, железа про монастырский обиход взять и купить негде, потому что де их монастырь от городов удален в степи. И нам, великому государю, пожаловати б их для манастырских великих нужд и церковных потреб, велеть им на речьке Железенке тою железною рудою и лесом той речьки по обе стороны владеет(ь), и о том дать им нашу, великого государя, грамоту.
И как к вам ся наша, великого государя, грамота придет, и вы б велели им в тех урочищах железную руду про их, монастырской, обиход плавить, и лесом в тех урочищах владеть.
А прочет сию нашу, великого государя, грамоту, велели списат(ь) с нее список, оставили в Тобол(ь)ску в прика шой изъбе за д(ь)ячьею приписью, а подьлинную нашу, великого государя, грамоту отдали Успенского монастыря игумену Исааку з братьею впредь для спору иных бояр наших воевод.
Писан на Москве лета 7190-го (1682) февраля в 3 де(нь).»
Уральская домна, XVII век