Крестьянские скаски

Самая первая, известная перепись на территории нашего района и города была проведена еще в конце XVII века. История сохранила нам эти документы
«Переписные книги Тобольского уезда». Составлены они тобольским дворянином Иваном Семеновичем Полозовым и подьячим приказной палаты Яковым Лапиным в 1695 году, « июня в 27 день. По указу великих государей и великих князей Иоана Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великая и Малыя и Белыя России самодержцев и по грамоте и по наказу ближнего стольника и воевод Андрея Федоровича Нарышкина с товарищи».
Было описано несколько слобод, в том числе; Камышевская, Багарякская, Белоярская (что на р. Теча), Миасская, Окуневская и др. и два острога: Катайский и Колчеданский. В ведении последнего были такие деревни: Горбунова, Соколова-Гусельникова, Батуркина, Камышева и Красногорская. Батуркиной и Камышевой сейчас нет. Горбунова входит в Катайский район, а село Колчедан и д.Соколова — в наш, Каменский. Деревня же Красная Горка стала частью города Каменска еще в 30-е годы.
Данная перепись должна была ответить на следующие, поставленные перед ней вопросы:
-Когда, по чьим указам и для чего построены «на сибирской стороне Камени» (Камнем раньше называли уральские горы) остроги и слободы?
-На чьих землях они стоят, и принадлежат ли эти земли башкирам?
-Если башкиры здесь живут, то давно ли поселились, и кто жил до них?
-Какое расстояние между русскими поселениями, а также от них до башкирских жилищ и до города Тобольска?
-Сколько насчитывается дворов, и какое количество мужского населения в них проживает?
-Сколько пашни пашут, денежного и хлебного оброку и иных доходов в казну платят?
Итак, кто же здесь жил более 300 лет назад? Кто из сельчан носит фамилии тех первых поселенцев, первопроходцев, покорителей Сибири? Весь наш край тогда называли Сибирью.
Перелистаем страницы переписи и узнаем: когда стали заселяться наши места, откуда родом были переселенцы, какой национальности? Что заставляло в те времена оставлять и даже бросать годами и поколениями нажитое имущество и шагать в малообжитые районы? Нелегок и порой опасен был их путь. Самые отчаянные и смелые решались преодолеть его. Из разных мест приходили они сюда: Каргополье, Соликамск, Казань, Вятка, Устюг, Рязань, Архангельск — вот далеко не полный перечень географических названий.
Оплотом нашего края стал Колчеданский острог, построенный в 1673 году драгунским подполковником Петром Аншутиным. «А построен острог рубленой, мерою в длину сорок две сажени без полуаршина, поперек тритцать пять сажень. Башня с проезжими вороты. С острогу выход-тайник для осадного сиден(ь)я. Около острогу ров, надолобы, рогатки. В остроге для… богомол(е)- н(ь)я церковь во имя Сретенья Господня. В церкви святые иконы, и книги, и ризы, и сосуды, и всяка церковная утварь. На башне три колокола медных. В остроге судная изба… погреб. А около острогу жилецкие дворы, а около дворов отводные надолобы». В переводе на современные измерительные меры длина стен острога составляла примерно 90 х 74,5 метра и имела форму прямоугольника.
Расселением людей в Колчеданском остроге и в подведомственных деревнях занимался крестьянский староста, именуемый иногда еще приказчиком. Имена некоторых (с 1675 по 1692гг) перепись нам называет: Гарасим Черкасов, Таврило Назимов, Яков Соснин, Алексей Черкасов, Тимофей Жицкой, Спиридон Рачковской, Осип Наумов, Григорий Рублевский.
Данная перепись представляет собой «сказки», в которых крестьяне сообщают место своего рождения, год прихода «в Сибирь», весь мужской состав своей семьи (сыновей, неженатых братьев, племянников), указывают размеры обрабатываемой ими «государевой десятинной пашни» и выплачиваемого денежного оброка, а также накашиваемое количество сена.
Текст и стиль составления переписи своеобразен. Имена, например, писались уменьшительно, а отчество вместо современного «Андреевич» — «Андреев сын». Поэтому далее в статье мы будем придерживаться стиля, характерного для того времени.
К 1695 году Колчеданский острог насчитывал: 4 двора «церковных причетников, в них людей: поп, дьячок, просвирница, трапезник. У них детей 9 человек», двор писчего дьячка, 40 дворов принадлежали беломестным казакам, в числе которых были сотник, пятидесятник, пушкарь, затинщик (стрелок у крепостного ружья), воротник (сторож у ворот). Всего 54 человека да отставных 8 человек. У них детей 39 человек и 6 братьев. Это только мужское население. К сожалению, в те времена переписывали только души мужского пола, поэтому нельзя определить точное количество людей, проживающих в то время в том же Колчеданском остроге и прилегающих к нему деревнях.
Многие беломестные казаки указывают, что в Сибирь они или их отцы пришли еще « до башкирской войны» (1662-1664гг). Так, например, «пятидесятник Стенька Андреев сын Бетев» родом из Верхотурского уезда, Ощепковской слободы. Вместе с отцом, тоже поместным казаком служил в Катайском остроге. Отца его убили башкиры и он, Стенька, «служил в отцове месте в Катайском остроге лет с 20», а потом переведен в Колчеданский острог. С самого основания проживали здесь, например, «Бориско Иванов сын Ветошкин, Васька Фотиев сын Бетев, Гришка Кондратьев сын Колотилов, Федька Филиппов сын Вятка, Панкрашка сын Сысоев, Афонька Константинов сын Берников, Лука Степанов сын Кисельников».
До прибытия в Колчедан, как видно из переписи, многие служили в Катайском остроге или в Мехонской слободе, где и были «поверстаны в казаки». Например,- «Саско Онтропов сын Безсонов сказал: родом отец ево из Усолья Галицкого, убит на службе на валу. А он, Саско, пришел в Сибирь до башкирской войны в Мехонскую слободу, по прибору поверстан в беломестные казаки и служил лет с пятнатцать, острог строил, из Мехонской слободы переведен в Колчеданский острог и служил лет с пятнатцать. За старостью отставлен».
Немало и таких, поверстанных в казаки, которые были непосредственно в Колчедане крестьянами, как, например, — «Симанко Иванов сын Суворков» -крестьянин из Сольвычегодского уезда, Андреевской волости, или «Бориско Андреев сын Елфимов», Устюжского уезда, Верженской волости — «жил за великим государем, во крестьянах и покинул тягло, пришел в Сибирь в Колчеданский острог в 192 (1684 ) году, в беломестные казаки поверстал ево приказщик Тимофей Жицкой». Тягло — оброк с обрабатываемой крестьянином земли.
Первопроходцем можно назвать «Афонасия Константинова сына Берникова», пришедшего в Сибирь 50 лет назад. Сначала служил в Шадринской слободе, а затем в Колчеданском остроге.
У казака «Парки Мартынова сына Соболева» было пять сыновей. У других — по два, три.
Все казаки занимались землепашеством и заготовкой сена, налогов не платили, в отличие от крестьян.
Крестьянских дворов на период переписи насчитывалось в Колчедане 17. В них проживали 61 человек.
Многодетным был «Трошка Михайлов сын Кобяков» — 5 сыновей.
Ранее других здесь поселились «Васька Фадеев сын Мезенец» (1674г.) и «Ивашко Ермолин сын Бабушкин» (1675г.)
У шести крестьян: И.Кокшарова, Д.Прямика, В.Мезенца, Я.Гусельникова, Ф.Клементьева и М.Гурилова на речке Колчеданке стояли мельницы, с которых они платили в казну или в церковь оброк в сумме от 3 до 8 алтын в год. А М. Гурилов имел еще и кузницу, с которой платил в пользу местной церкви — 3 алтына, 2 деньги в год. Алтын — 3 копейки, деньга — полкопейки, получается 3 с половиной копейки. С пашни крестьяне так же платили «великих государей в казну денежный оброк». Размеры ее составляли от 0,5 до 3 десятин. Оброк соответственно от 5 алтын до 25.
Кроме пахотных земель колчеданские крестьяне и беломестные казаки имели 800 десятин «заложных непаханных» земель, 1500 десятин «дубровных и лесных мест», 1800 десятин «поскотинной земли для скотского выпуску». Десятина — десятая часть версты (2500 кв. саженей). Сажень — 2,13 м. Вот о чем поведала нам старая перепись.