Советское наследие: клубы, дворцы культуры и другие культмассовые сооружения г. Каменска-Уральского, возведенные в 1930–1960-е годы

887
Советское наследие: клубы, дворцы культуры и другие культмассовые сооружения г. Каменска-Уральского, возведенные в 1930–1960-е годы

В дореволюционной России существовали клубы по профессиональной принадлежности, которые финансировались посредством взносов их участников.
Так, например, в н. XX века в Екатеринбурге в клубе Приказчиков собирались представители этой профессии, обсуждали текущие вопросы по своей деятельности, обменивались опытом работы, проходили курсы повышения квалификации. 

Деловой клуб посещали купцы и предприниматели, которые решали насущные профессиональные проблемы, договаривались о партнерстве, слушали лекции о новых достижениях в разных сферах промышленности и сельского хозяйства. Допускались в такие заведения только мужчины. 

Кроме того, в клубах посетители могли и приятно проводить досуг: играть в биллиард, общаться в уютной обстановке в чайной комнате. Здания под клубы арендовали или строили на отчисления их участников. 

В к. XIX в. появились народные дома, организованные на средства земств, органов городского самоуправления, обществ грамотности и отдельных лиц.  В них размещались: библиотека с читальней, театрально-лекционный зал, воскресная школа, чайная, книготорговая лавка. Первые народные дома были открыты во 2-й половине 1880-х гг.  крупными промышленниками [1, с. 281-282]. 

Также в конце к. XIX в. прогрессивно настроенная интеллигенция организовала в крупных городах народные дома с просветительскими целями (в Петербурге — Литовский Н. д., в Москве — Введенский Н. д., в Харькове и Киеве — Н. д. обществ грамотности и др.). Большое культурное воздействие оказывали театральные коллективы некоторых народных домов [1, с. 282]. 

Кружки были не только театральными, но и музыкальными, литературными и др., в них объединялись люди на основе общих интересов в свободное время от своей основной деятельности. Спектакли, музыкальные, литературные вечера они могли проводить не только для участников кружков, но и для приглашённых зрителей и слушателей. Такие объединения существовали на пожертвования меценатов.

В общественной жизни поселения Каменский завод последней трети ХIХ-нач. ХХ вв. возросла роль интеллигенции, которую составляли представители администрации поселения и заводов, инженеры, канцелярские служащие, педагоги, врачи и другие. Они объединялись в различные общества: любителей естествознания (1), любительскую театральную труппу, политические организации и проч. и вовлекали в них другие слои населения. 

Так в к. ХIХ появилась труппа «любителей драматического искусства» [8], которая впоследствии обрела собственное здание — «заводской театр», указанное именно так на чертеже с названием: «Общее расположение зданий и построек Каменского казённого завода 1914 г.» (Фото 1.1, 1.2). 

Изображение

Фото 1.1. Панорама. Вид с северо-востока на Контору каменского чугунолитейного завода. Справа за рекой – здание заводского театра. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 г. Библиотека Конгресса США.
Фото 1.2. 
Общее расположение зданий и построек Каменского казённого завода 1914 г. Архив КУКМ.

Это здание входило в комплекс Конторы Каменского казённого чугунолитейного завода, возведённого в стиле классицизм по проекту екатеринбургского архитектора М.П. Малахова в 1825-1830-е гг., и изначально было предназначено для «хранения пожарных инструментов» (снесено в 1960-е гг.)  

Один из участников любительской театральной труппы – Борис Воробьёв, гимназист 16-ти лет – вспоминал в своих дневниках в к. 1915 — н. 1916 г., что он посещал в поселении Каменский завод клуб и кинематограф (2). Вероятно, они размещались в этом же здании заводского театра. Информацией о деятельности дореволюционного клуба автор данной статьи пока не владеет, известно, что в этом клубе играли в биллиард (3)

25 декабря 1919 г. здание заводского театра было передано «Союзу работников искусства в Каменском заводе» (4)

В 1899 г. в здании Волостной управы (ныне ул. Ленина, 111) была открыта бесплатная народная библиотека-читальня им. А.С. Пушкина (Фото 1.3). Эта библиотека за весь многолетний период своего существования поменяла несколько зданий, и в 1973 г., обновлённая и дополненная, переехала в специально построенные для неё помещения на 1-м этаже многоэтажного жилого дома по ул. Проспект Победы, 33 (Фото 1.4).  

Изображение

Фото 1.3. Волостная управа, в которой в 1899 г. размещалась народная библиотека им. А.С. Пушкина. Фото 1950-х гг. Архив КУКМ.
Фото 1.4. 
Фрагмент Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина. Фото Е.Н. Юдаева. 2023 г.

В 1930-е – 1980-е гг. библиотеки с художественной и технической литературой были обязательной составляющей каждого клуба и дворца культуры, а некоторые из них имели ещё и детскую литературу. В данной статье не будут рассматриваться советские клубы, которые размещались в приспособленных для них зданиях, возведённых XIX в.-н. ХХ вв., поскольку статья посвящена архитектуре клубов 1930-х – 1960-х гг.

В советский период при строительстве заводов соответствующими наркоматами и министерствами возводились объекты соцкульбыта: жилые и общественные здания, спортивные сооружения, парки культуры и отдыха и др. С развитием и модернизацией заводов развивалась и социально-культурная сфера. Заводы вкладывали значительные денежные средства в строительство и обслуживание социально-культурных объектов, создавая благоприятные условия для жизни и отдыха горожан. 

Программа по воспитанию человека новой формации, разработанная ещё в 1920-е гг., планомерно осуществлялась и в последующие годы: каждый человек, независимо от вида его основной деятельности, должен развиваться гармонично, совершенствовать все свои способности и навыки – в спорте, в науке, в творчестве. А задача государства – направить усилие каждого индивидуума в правильное русло, сформировать у него идеологию, намеченную коммунистической партией: вдохновить на добросовестный коллективный труд, на товарищество и взаимопомощь в повседневной жизни, на создание хорошей крепкой семьи, на стремление к знаниям и самосовершенствованию. Для этого требовалось проводить с широкими массами воспитательную и разъяснительную работу посредством развития структуры по культурно-массовой работе. 

В СССР была выстроена чёткая централизованная система руководства культмассовой деятельностью, во главе которой стоял Центральный Комитет ВКП (б), далее – соответствующие республиканские, краевые, областные, городские, районные подразделения, которые призваны были воплощать в жизнь программы по организации досуга населения, его интеллектуального и культурного развития. 

И именно заводские дворцы культуры и клубы должны были осуществлять эти задачи при помощи грамотных специалистов соответствующих профессий. И, несмотря на крайнюю политизированность и перегибы, подчас проявлявшиеся в работе культурно-массовых заведений, задачи в основе своей были поставлены гуманные и правильные. В заводских дворцах культуры и клубах были организованы библиотеки, проводились лекции различной тематики: о международном положении, о текущих решениях партии, о достижениях в науке, технике, экономике, о культуре разных народов, об истории искусства, о современном искусстве, о правилах гигиены и профилактике различных заболеваний и т.д.; проходили партийные собрания и праздничные мероприятия заводских коллективов, работали кружки художественной самодеятельности. 

И если руководителями кружков являлись талантливые люди соответствующих творческих профессий и с педагогическими навыками, то самодеятельные коллективы добивались больших успехов, и даже профессионального мастерства (Фото 1.5-1.12). 

Изображение
Фото 1.5. Хормейстер Г.И. Ахв с учениками на репетиции в ДК УАЗа. Фото 1953 г. Частный архив С.И. Гавриловой.
Фото 1.6. 
Сцены из спектакля драматического коллектива УАЗа. Альбом 1947 г. Архив ДК УАЗа.

Изображение

Фото 1.7. Афиша спектакля, пригласительный билет. 1950-х – 1960-х гг. Архив ДК УАЗа.
Фото 1.8. 
Драматический коллектив ДК УАЗа. Сцена из трагедии Ю.М. Лермонтова «Испанцы». В роли Эмилии – токарь А. Палтусова, Соррени – пенсионер Н. Слюсарь. [IХ]

Изображение

Фото 1.9. Музыкальное трио. Альбом 1947 г. Архив ДК УАЗа.
Фото 1.10. 
Танцевальный дуэт. Альбом 1947 г. Архив ДК УАЗа.

Изображение

Фото 1.11. С. Григорьев и В. Сапин на репетиции спектакля «Бертольдо при дворе». Альбом 1981 г. Архив ДК УАЗа.
Фото 1.12. 
Занятие в изостудии ДК УАЗа. Фото 1960-х гг. [Х] Архив КУКМ.

И для многих участников художественной самодеятельности их увлечение стало профессией: их настолько хорошо подготовили наставники кружков, что они смогли поступить в соответствующие учебные заведения и впоследствии реализовать себя в профессиональном творчестве. Для большинства же кружковцев их участие в художественной самодеятельности под руководством грамотных специалистов являлось любимым занятием в кругу таких же энтузиастов-единомышленников, способствовало развитию их навыков общения, избавлению от комплексов, утверждению личностных качеств, расширению кругозора, давало им возможность путешествовать с концертами по разным городам и сёлам РСФСР. У большинства кружковцев именно участие в художественной самодеятельности явилось самым ярким впечатлением в жизни. 

Следует сказать, что совершенствование навыков мастерства осуществлялось не только в стенах собственных заводских клубов и дворцов культуры – существовала государственная программа различных смотров, конкурсов, фестивалей, на которых самодеятельные коллективы демонстрировали свои номера и спектакли сначала на районном уровне, потом — на городском, на областном, на региональном, на республиканском, и наконец, самые лучшие произведения отбирались на общесоюзные показы. Организовывал эти мероприятия Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов совместно с Комитетом по делам искусств при Совете министров СССР.  Поездки на все эти смотры и конкурсы финансировались соответствующими заводами и предприятиями – владельцами культурных заведений. Репертуар номеров состоял из произведений классиков и современников, как советских, так и зарубежных. Конечно, отбирались преимущественно те произведения, которые наиболее полно отвечали социалистической идеологии. Огромное внимание уделялось изучению и развитию творчества разных народов. Идея дружбы народов и сохранения самобытности культуры каждого народа была главенствующей.  Кроме того, в период проведения этих смотров перед конкурсантами выступали профессиональные артисты. И, вообще, профессиональные театры и художественные коллективы обязаны были шефствовать над самодеятельными коллективами, также как дворцы культуры и клубы, расположенные в городах, должны были шефствовать над сельскими. 

Средства массовой информации были активно задействованы в пропаганде самодеятельного творчества. В прессе широко и подробно освещались события культурной жизни: журналисты, искусствоведы и известные деятели искусств писали рецензии на самодеятельные номера, зрители делились своими впечатлениями от увиденного, в газетах печатались репертуары, давались анонсы будущих произведений (5). Художественная самодеятельность была тесно связана и с политической жизнью страны – ко всем праздникам готовились номера соответствующей тематики; в дни выборов на избирательных участках обязательно проходили концерты; формировались выездные агитбригады; в клубах проводились собрания партийных, советских, профсоюзных, комсомольских активов, а также собрания работников печати, рабселькоров и др. Широко отмечались и профессиональные праздники. Самодеятельные артисты ездили с гастролями и к целинникам.

Даже после окончания Великой отечественной войны советское правительство уделяло огромное внимание не только восстановлению народного хозяйства страны и улучшению благосостояния населения, но и продолжало начатую до войны планомерную деятельность по развитию культуры народов СССР. Так, «в 1947 г. во Всероссийском смотре художественной самодеятельности участвовало более полутора миллионов человек, объединенных в ста тысячах различных кружков. В Свердловской области в этом движении приняло участие около 70 тысяч трудящихся, причём не только городских, но и сельских. К этому периоду в области была успешно решена задача электрификации всех колхозов, завершалась кинофикация всех сельсоветов, имевших огромную сеть культурно-просветительных учреждений: 71 дом культуры, 740 изб-читален, 260 рабочих клубов и Дворцов культуры» (6)

В рамках этой статьи нет возможности подробно рассказывать о творческих достижениях самодеятельных коллективах и их отдельных участников. Но один интересный документ 1956 г., ярко и эмоционально передающий праздничную, творческую атмосферу того периода я хочу привести. К тому же, сохранилась фотография с мероприятия, о котором в нём идёт речь. 

В июле 1956 г. в Свердловске проходил первый фестиваль молодёжи Свердловской области, в котором участвовали победители городских конкурсов художественной самодеятельности (Фото 1.13, 1.14).

Изображение

Фото 1.13. Областной фестиваль молодёжи. На переднем плане — хоровой коллектив ДК УАЗа (рук. Г.И. Ахв). Фото 1956 г. Частный архив С.И. Гавриловой.

Изображение

Фото 1.14. Лещинский С. Каменцы на областном фестивале. Каменский рабочий. 1956 г.

 Самый интенсивный период развития города Каменска-Уральского относится к 1950-м – середине 1970-х гг. В последующие годы в связи с кризисом власти, дискредитацией политической системы началось медленное угасание промышленной, экономической, социальной и другой деятельности в городе. Соцгорода и рабочие поселки утратили многие элементы благоустройства, повышенного уровня комфортности и эстетического оформления городской среды: скверы, фонтаны, малые архитектурные формы скульптуры и другие.  

В конце 1980-х гг. в связи с развалом экономической системы страны, переходом государственных промышленных объектов частным собственникам, последние передали большинство объектов жилого фонда и соцкультбыта с балансов заводов и предприятий, которые их возводили и содержали, на баланс муниципалитета, не имевшего достаточных средств на их содержание. Из общественных сооружений особенно пострадали клубы, дворцы культуры: многие из этих исторических зданий не используются, обветшали, находятся в неудовлетворительном или аварийном состоянии. Комфортабельные парки и скверы, сформированные ещё в 1950-е – 1960-е гг. возле культурно-массовых объектов, пришли в запустение или застраиваются. То есть эти архитектурно-ландшафтные комплексы в большинстве своём утрачивают функции объединения, развития, оздоровления жителей и организации их досуга. 

Таким образом, сама идея соцгорода, успешно воплощенная в Каменске-Уральском и оправдывавшая себя до середины 1970-х годов, в настоящее время реализуется не в полном объеме. Идеология советского периода, объединявшая большие массы трудящихся, современным обществом практически утрачена.

Статистика возведения социально-бытовых объектов в г. Каменске-Уральском в 1945-1970 гг. (7)

Изображение

Раздел непосредственно об архитектуре клубов Каменска-Уральского состоит из 4-х частей: 
Часть 1. Клубы 1930-х гг. — 1940 г.;
Часть 2. Клубы и другие культмассовые сооружения 1940-х гг.;
Часть 3. Клубы, дворцы культуры и другие культмассовые сооружения 1950-х гг.;
Часть 4. Дворцы культуры 1960-х гг. 

С 1920-х гг. начала формироваться архитектоника нового типа здания – советского клуба –из функционального назначения и логической последовательности необходимых для его деятельности помещений: вестибюля, фойе, зрительного зала, кружковых комнат, библиотеки, красного уголка, подсобных помещений.

Часть 1. Клубы 1930-х гг. — 1940 г. в г. Каменске-Уральском.(9)

По программе индустриализации страны в соответствии с концепцией соцгорода Н.А. Милютина, предлагавшего в целях финансовой экономии располагать новые промышленные города в непосредственной близости от сырьевых ресурсов и транспортных магистралей, в 1928-1932 гг. с северной стороны от исторического поселения Каменск (бывший Каменский завод) возводили железнодорожную линию «Урал-Курган», с нач. 1930-х гг. — два крупных завода: с северо-восточной стороны — трубный (10), с юго-восточной — алюминиевый (11) (введены в эксплуатацию в 1936 г. и 1939 г. соответственно), с северо-западной стороны — Синарский паровозо-электровозо-вагоно-ремонтный завод (строительство было законсервировано) [10], а в 1938 г. на его месте началось возведение Каменского магниевого завода (введен в эксплуатацию в августе 1941 г.). В 1934 -1938 гг. проектировалась Красногорской ТЭЦ (введена в эксплуатацию в 1939 г.). В 1939-1940-х гг. осуществлялась подготовка строительных площадок ещё для нескольких заводов. В начале Великой отечественной войны в эти промышленные зоны было эвакуированы заводы из прифронтовой полосы. 

Первые жилые дома и объекты соцкультбыта на осваиваемых территориях были барачного типа – одноэтажными, бревенчатыми с простыми объёмно-планировочными решениями. В частности, первые временные заводские клубы с обязательным «красным уголком» и читальнями размещались именно в таких зданиях. Сохранились фотографии некоторых клубов такого типа, но поскольку они не представляют собой интереса в архитектурном отношении, в статье будут рассмотрены только три их варианта.

В 1934-1935 гг. были разработаны проекты клубов в формах авангардной архитектуры, состоящие из нескольких объемов с декором в духе ар-деко. Фасады и интерьеры клубов активно использовались для наглядной агитации – политической и производственной (Фото 8.1, 8.2, 9.4).

Клубы Уральского алюминиевого завода (12)

Первый временный клуб УАКа располагался в центральной части территории, отведённой под жилую застройку, внутри будущего комплекса ЦЖС (13) (Фото 2.1.) и, вероятно, был возведён в 1933-1934 гг. Здание прямоугольное в плане с двускатной крышей и печным отоплением (Фото 2.2.). Ещё один клуб барачного типа, Т-образный в плане, находился в южной части соцгорода (ныне ул. Красногорская). По воспоминаниям А.Н. Колпакова  (14) «в 1934-1935 гг. из старых материалов была построена общая столовая (на 300 мест – С.И. Гаврилова). Она разместилась в районе колхозного рынка. Это здание служило, тогда как клуб-кинотеатр. Позднее здесь располагался клуб пионеров» (Фото 2.3.).

Изображение

Фото 2.1. г. Каменск. Генеральный проект планировки (Соцгород УАЗа – Г.С.И.). 1943 г. АПМ НККХ РСФСР. Автором статьи обозначены клубы, построенные в 1930-х гг. Архив ОАО УАЗ СУАЛ.

Изображение

Фото 2.2. Первый клуб на УАЗе. Фото 1935 г. Музей ОАО УАЗ СУАЛ. Фотореставрация Е.П. Топаловой. 2017 г.
Фото 2.3. 
Клуб-столовая УАЗа. Фото 1934 г. Музей ОАО УАЗ СУАЛ. Фотореставрация Е.П. Топаловой. 2017 г.

Летний клуб в парке культуры и отдыха УАКа. 

В 1934 г. ленинградской организацией «Монтажпроекталюминий» был выполнен проект «Генерального плана УАКа и рабочего поселка на 20 тыс. жителей», переработанный в том же 1934 г. организацией «Уралалюминий» (Фото 3.1). По данному проекту с восточной стороны от комплекса ЦЖС был запланирован большой парк Культуры и отдыха УАЗа, занимающий территорию более 30 000 кв.м. в границах современных улиц Исетской, Строителей, Каменской с типичной для 1930-х гг. радиально-лучевой планировкой. Территория будущего парка представляла собой берёзовую рощу, благоустройство которой осуществлялось с 1934 г. одновременно с возведением жилых домов ЦЖС.

Композиционная структура парка, предложенная в «Эскизном проекте планировки рабочего посёлка на 27 000 жителей» (Уралалюминий. 1934 г.), была изменена: она осталась радиально-лучевой (Фото 3.1-3.3), но главный вход в парк был организован с северо-западной стороны (Фото 6.1). Главная аллея ориентирована по диагонали парка с северо-запада на юго-восток. В центральной части расположено композиционное ядро, от которого радиально расходятся аллеи. Еще две широкие аллеи направлены радиально от главного входа справа и слева от главной аллеи. Зелёные зоны были отделены невысокими оградами, а на газонах размещались стенды с наглядной агитацией, показателями производительности труда, расписанием мероприятий в парке (Фото 3.2).  

Изображение

Фото 3.1. Эскизный проект планировки рабочего посёлка на 27 000 жителей. Уралалюминий. 1934 г. Музей ОАО УАЗ СУАЛ.

Изображение

Фото 3.2. Фрагмент центральной части парка культуры и отдыха УАЗа. Фото П.Г. Шкурихина. 1938 г. Частный архив Н.П. Барановой.
Фото 3.3. 
Фрагмент центральной части парка культуры и отдыха УАЗа. Фото 1936 г. [VIII, с. 57].

Практически в центре парка был установлен монумент – бюст В.И. Ленина. Постамент этого скульптурного портрета интересен сочетанием геометрических форм, характерных для композиций авангарда (Фото 3.3, 3.4). 

Изображение

Фото 3.4. Памятник В.И. Ленину в центральной части парка культуры и отдыха УАЗа. Фото 1936 г. [VIII, с. 57].

Одна из граней квадратного в плане объёма (главный фасад) дополнена в верхней части остроугольным объёмом сложной формы. Затруднительно прокомментировать смысловую нагрузку такого решения постамента, не обладая информацией об авторском замысле, но, если следовать художественной идее 1920-х-1930-х гг. о том, что все абстрактные формы несли в себе конкретную символику, доступную для понимания широких масс, то я бы восприняла этот выступающий, треугольный в плане объём, как творчески переработанную носовую часть корабля или самолёта – символы технического прогресса молодого советского государства 1930-х гг. (15) И алюминий, для изготовления которого был построен уральский завод, ассоциируется в первую очередь с авиацией.

Подобный приём – монтаж к основному стволу конструктивной системы декоративного элемента в виде носовой части корабля (ростра) — был применён ещё при возведении ростральных колонн в г. Санкт-Петербурге в 1805–1810 годах по проекту французского архитектора Тома де Томона (Фото 3.5). 

Изображение

Фото 3.5. Ростральные колонны в г. Санкт-Петербурге. Фото С.И. Гавриловой. 2019 г

Материалы, из которого были выполнены бюст В.И. Ленина и постамент, пока не установлены. Подлинник фотографии данного памятника или копию с неё хорошего качества не удалось найти ни автору данной статьи, ни ведущим краеведам города. Имеется только печатное изображение в юбилейной брошюре [2; VIII, с. 57].  

В 1934 г. специалистами организации «Уралалюминий» было спроектировано здание летнего театра, которое располагалось в северной части парка (Фото 2.1, 4.3). В южной части парка были размещены: летняя эстрада, читальня, танцплощадка (Фото 6.2-6.4). Были возведены также и спортивные сооружения: тир, волейбольные, баскетбольные площадки, теннисный корт. Вдоль аллей были высажены клёны и акации, установлены скамейки. 

Здание летнего театра имеет разные названия в проектной документации 1934-1937 гг.: «летняя эстрада для сквера», «летний клуб». Вероятно, в процессе проектирования и строительства менялось его назначение. 

Изображение

Фото 4.1. Вид с юго-востока на каркас возводимого летнего театра в парке культуры и отдыха УАЗа. Фото 1934 г.  Музей ОАО УАЗ СУАЛ.

Изображение

Фото 4.2. Вид с северо-запада на летний театр в парке культуры и отдыха УАЗа. Фото 1934-1935 гг. [XVIII]

Изображение

Фото 4.3. Летняя эстрада для сквера. 1934 г. Уралалюминий. Разраб. арх. Коротков. Архив ДК УАЗа.

Изображение

Фото 4.4. Летний театр парка. Фасады. Уралалюминий. Разраб. А. Колпаков. 1935 г. Архив ДК УАЗа.

Изначально это была летняя эстрада (с летним кинотеатром) (проект архитектора Короткова (16), состоящая из «зрительного зала» с двумя рядами скамеек и пятигранным объёмом сцены, к которому справа и слева (с западной и восточной сторон) примыкали прямоугольные в плане объёмы вспомогательных помещений и входных групп, а напротив сцены, за скамейками, располагалась кинобудка (Фото 4.3). Затем «зрительный зал» решили закрыть от осадков: установили над ним павильон с галереями по продольным фасадам, перекрытый скатной крышей сложной формы (Фото 4.1, 4.2). Здание имело каркасную конструктивную систему с утеплителем из камышита (матов из сушёного камыша) и называлось каркасно-камышитовым (Фото 4.1, 5.3). Фризы галерей были украшены глухим деревянным декором геометрического рисунка, а стойки квадратных в плане опор представляли собой муфтированные колонны со шпилями (Фото 4.2, 4.4). 

В 1935-1937 гг. авторским коллективом «Уралалюминия» (один из разработчиков — А.Н. Колпаков (17) было выполнено несколько вариантов проектов реконструкции здания. Со стороны сцены предполагалось возвести фойе, полукруглое или прямоугольное в плане (Фото 4.4, 5.2). К объёму фойе должны были с северной стороны примыкать 2 прямоугольных в плане объёма с кассами и входной группой между ними, а с восточной и западной сторон – прямоугольные в плане объёмы котельной и санузлов. С южной стороны зрительного зала между входными тамбурами вместо кунобудки планировалось возвести кирпичный двухэтажный объём, в котором размещались: аккумуляторная, киноаппаратная, перемоточная (Фото 5.1). По краям южного фасада возводились криволинейные в плане объёмы киосков (Фото 5.2). Не установлено, был ли реализован один из этих вариантов проекта реконструкции летнего театра. Известно, что в последующие годы галереи на продольных фасадах были закрыты стенами. В настоящее время от здания сохранился только кирпичный объём киноаппаратной. 

Изображение
Фото 5.1. Проект. Летний театр. Кинобудка. Уралалюминий. Разраб. А. Кошелев? 1935 г. Архив ДК УАЗа.

Изображение

Фото 5.2. Расширение летнего театра. Уралалюминий. Втор. пол. 1930-х гг. Архив ДК УАЗа.

Изображение
Фото 5.3. Фрагмент. Деталь устройства отепления кровли. Камышит. Уралалюминий. Втор. пол. 1930-х гг. Архив ДК УАЗа.

Другие сооружения 1930-х гг. в парке тоже имели элементы авангардной архитектуры: четырёхгранные парные колонны со стилизованными капителями растительного рисунка (беседка-читальня, эстрада), высокий аттик входной группы парка (Фото 6.1-6.3). Эти сооружения тоже не сохранились. 

Изображение
Фото 6.1. Входная группа парка культуры и отдыха УАЗа. Фото 1950-х гг. [XVIII]

Изображение

Фото 6.2. Фрагмент сцены летней эстрады парка культуры и отдыха УАЗа. Фото 1950-х гг. [XVIII]

Изображение

Фото 6.3. Фрагмент летней эстрады парка культуры и отдыха УАЗа. Фото 1950-х гг. [XVIII]

Изображение
Фото 6.4. Сцена-ракушка для оркестра парка культуры и отдыха УАЗа. Фото 1950-х гг. [XVIII]

В 1957 г. организацией «Гипроалюминий» (г. Ленинград) был разработан проект «Генплан участка клуба и городского сада». Доработкой этого проекта занимался Каменский архитектор В.А. Гагарин; под его руководством осуществлялась реконструкция парка. По проекту В.А. Гагарина была выполнена ограда парка, детский городок, новые здания летних эстрад, здание общественного туалета, установлены парковые скульптуры, малые архитектурные формы, детские карусели, качели. 

Клуб строителей УАЗа. 

В 1934-1935 гг. в южной части соцгорода УАЗа в рамках комплексной застройки, предполагающей в том числе: строительство жилых каркасно-камышитовых домов и кирпичных общественных зданий (школы, детского сада, детских яслей), было возведено каркасно-камышитовое здание клуба строителей. (Фото 7.1, 7.2, 8.1, 9.2-9.4). 

Изображение
Фото 7.1. Вид с самолёта на южную часть соцгорода УАЗа. Фото 1944 г. Музей ОАО УАЗ СУАЛ.
Фото 7.2. 
Соцгород УАЗа, планировка кв. А-18. Управление строительством УАЗа (УАС). 1947 г. Архив ОАО УАЗ СУАЛ.

Оно располагалось на месте современного сооружения по ул. Октябрьская, 11а. Автор проекта клуба строителей УАЗа не установлен. Известно, что в проектировании принимал участие инженер-архитектор организации «Уралалюминий» И.Р. Плакхин.

Изображение
Фото 8.1. Вид с северо-востока на клуб строителей. Фото до 1953 г. Частный архив В.А. Сидорова.
Фото 8.2. 
Главный фасад клуба строителей. Фото до 1953 г. Вырезка из газеты.

Каркасно-камышитовое здание клуба строителей УАЗа на 300 мест по принципу компоновки объёмов отчасти напоминает кирпичное здание кинотеатра имени А. С. Пушкина на 600 мест в Челябинске, возведённое в 1937 г. по проекту «Союзкинопроекта» (архитекторы Я. Корнфельд, Т. Заикин) (Фото 9.1) [9]. 

Изображение

Фото 9.1. Кинотеатр им. А.С. Пушкина в Челябинске. Фото 1947 г. [XIX]

Хотя кинотеатр в Челябинске больше по размеру клуба в Каменске и имеет другое пластическое решение фасадов, но система построения объёмных композиций у них похожа: одноэтажный объём со вспомогательными помещениями опоясывает основной более высокий объём (Фото 9.1, 9.2). 

Изображение
Фото 9.2. Вид с северо-запада на клуб строителей УАЗа. Фото 1950-х гг. Частный архив семьи Плакхиных.

Но в челябинском варианте этот одноэтажный объём окружает основной по всему периметру, а в каменском варианте – с разрывами в центральных частях продольных фасадов, к которым примыкают вертикальные четырёхгранные объёмы лестничных клеток. (Фото 8.1, 9.2) 

На первом этаже каменского клуба строителей располагались фойе и помещения для различных кружков, на втором этаже: в северной части – фойе, в южной — зрительный зал. Фойе на втором этаже клуба имело кессонный потолок; в его интерьере размещались бюсты вождей страны, стенд с портретами стахановцев, картины с пейзажами (Фото 9.3, 9.4). По воспоминаниям Т.А. Андриевских довоенного периода «в клубе устраивались вечера, беседы, развлечения для молодёжи» [2, с. 13]. Какие именно кружки в тот период были организованы, не установлено.  

Изображение

Фото 9.3. Фрагмент интерьера фойе на 2-м этаже клуба строителей УАЗа. Фото 1934 г.  Музей ОАО УАЗ СУАЛ. Фотореставрация Е.П. Топаловой. 2017 г.

Изображение

Фото 9.4. Фрагмент интерьера фойе на 2-м этаже клуба строителей УАЗа. Фото 1935 г.  Музей ОАО УАЗ СУАЛ.

Фасады клуба были оформлены лаконичным декором: плоскими лопатками и профилированными карнизами. Завершал здание высокий аттиковый этаж. (Фото 8.1, 9.2) Кстати, этот элемент напоминает аттик входной группы парка УАЗа (Фото 6.1). 

Объемно-планировочное решение и художественное оформление фасадов и интерьеров этого здания клуба выполнено в русле тенденций советской архитектуры к. 1920-х –н. 1930-х гг., в частности, сочетанием разных по высоте прямоугольных объёмов, ритмическим рядом лопаток и высоким аттиком оно отдалённо напоминает знаменитую библиотеку им. Ленина в Москве – образец стиля ар-деко. 

Здание клуба строителей было снесено в к. 1960-х гг. в связи с возведением дворца культуры строителей.

Клуб с рестораном для ИТР УАЗа. 

Для проживания высшего руководства УАЗа в 1935-1936 гг. было начато строительство коттеджного посёлка на территории, расположенной с юго-восточной стороны от основной жилой застройки, на высоком мысу в устье Красногорского оврага, на берегу р. Исети. Впоследствии коттеджный посёлок был защищён высоким забором и военизированной охраной и имел собственный клуб с рестораном, который был возведён в 1935 гг. севернее элитного посёлка. Это деревянное культурно-развлекательное сооружение трактовалось как временное. Архитекторы применили принцип органической архитектуры 1920-х – 1930-х гг.:  активно задействовали в своём проекте клуба-ресторана природный ландшафт. Здание стояло на краю высокого крутого берега р. Исети и было раскрыто главным фасадом с панорамными окнами и террасой на водную гладь (Фото 10.1-10.3). 

Изображение

Фото 10.1. Панорама. Вид с востока на коттеджный посёлок и клуб с рестораном ИТР. Фото 20.10.1935 г. Музей ОАО УАЗ СУАЛ.
Фото 10.2. Вид с северо-востока на клуб с рестораном ИТР. (Фрагмент). Фото 11.03.1935 г. Музей ОАО УАЗ СУАЛ.
Фото 10.3. 
Вид с востока на коттеджный посёлок и клуб с рестораном ИТР. Фото 20.10.1935 г. Музей ОАО УАЗ СУАЛ.

Сооружение имело сложное объёмно-планировочное и конструктивное решение. Первым был возведён прямоугольный в плане объём ресторана с входной группой криволинейной формы, представлявшей собой навес, опирающийся на 6 цилиндрических стоек (Фото 10.5, 10.6). Впоследствии эти стойки стали муфтированными колоннами (Фото 10.3, 10.4). Навес венчала низкая шатровая крыша. Перед главным восточным фасадом располагалась смотровая площадка – терраса — с ограждением (Фото 10.5). Вся вышеизложенная конструкция была установлена на плиту-платформу, которая размещалась на высоком цоколе (искусственном рельефе) и на опорах (Фото 10.5-10.6), что было более характерно для западной архитектуры 1920-х – 1930-х гг., в частности, для «Дома над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта (1936-1939 гг).  
Углы здания ресторана были закреплены рустованными (муфтированными) лопатками; остекление южного, восточного и северного фасадов было сплошным, завершал все фасады профилированный карниз (Фото 10.5). 

Изображение
Фото 10.4. Вид с юго-востока на клуб с рестораном ИТР УАЗа. Фото 1935 г. [VIII, с. 40].

Изображение

Фото 10.5. Вид с юго-востока на ресторан ИТР УАЗа. Фото 1935 г. Музей ОАО УАЗ СУАЛ.

Изображение

Фото 10.6. Вид с северо-востока на каркас строящегося ресторана ИТР УАЗа. Фото 1935 г. Музей ОАО УАЗ СУАЛ.

Позднее смотровая площадка была дополнена навесом на стойках, а с южной и северной сторон к ресторану пристроили прямоугольные в плане объёмы клубных помещений. Северный и южный объёмы этих пристроев имели горизонтальное остекление; декоративное оформление фасадов состояло из муфтированных угловых пилястр, кронштейнов на фризе, профилированных карнизов (Фото 10.1-10.4). Это временное здание простояло не долго. Автор проекта не установлен. 

Клубы Синарского трубного завода (18)

Синарский трубный завод имел несколько селитебных зон с «говорящими» названиями: «Спецпосёлок», «Дерновой посёлок», «Саманный посёлок» (19), «Технический посёлок» и «Соцгород», уровень жизни в которых отличался степенью комфортности. Самым комфортным из них по тем временам был «Соцгород». 

Справедливости ради, следует сказать, что строители и сотрудники УАЗа в 1930-е гг. тоже проживали в разных условиях (20): деревенских избах, бараках, в общежитиях с койко-местами, коммунальных квартирах, квартирах – в зависимости от своего социального статуса. Передовики и стахановцы поощрялись предоставлением им лучших жилищных условий. 

Всё-таки два завода-гиганта – алюминиевый и трубный — возводились одновременно в нескольких десятков километров друг от друга (Синарский трубный завод – «по встречному» плану), и рабочих рук местного населения не хватало на такое глобальное строительство. Государству приходилось искать эти рабочие руки по всей стране и направлять их владельцев на важные стройки как в добровольном порядке, так и в принудительном. Жёсткая политика.

Если учесть, что впоследствии оба эти завода периодически срывали строительные планы из-за нехватки стройматериалов, оборудования, людских ресурсов, возникает вопрос: целесообразны ли были эти «встречные» планы, идущие вразрез с изначальными государственными (21) и дополнившими их в итоге?  

Но это уже риторика. Трубный завод был построен в 1936 г. именно в Каменске-Уральском. Алюминиевый завод и Красногорская ТЭЦ были возведены в 1939 г., как уже сообщалось выше.

Спецпосёлок и Саманный посёлок имели свои клубы барачного типа с печным отоплением. В каждом из них была сцена и читальня, но в клубе Саманного посёлка в 1935 г. отсутствовал «красный уголок» (22).

В 1933 г. в соцгороде возвели первый заводской клуб, в котором был создан первый духовой оркестр под управлением М. Тюленева [7, с. 253]. Этот клуб размещался в центральной части поселения в зелёной зоне, расположенной с восточной стороны от главной площади (ныне пл. Беляева), на которой в 1935 г. был возведён памятник В.И. Ленину, являвшийся доминантой площади (Фото 11.1-11.3, 15.5). Строительный материал монумента – железобетон. 

Изображение

Фото 11.1. Панорама. Вид с востока на первый клуб соцгорода СинТЗ (справа) и клуб-кино СинТз (слева). Фото 1960-х гг. Частный архив В.А. Сидорова.
Фото 11.2. Фрагмент проекта Соцгорода Трубный. Нач. 1930-х гг. Архив АО СинТЗ.
Фото 11.3. 
Проект благоустройства площади у клуба-кино на 550 мест. ОКС СинТЗ. 1940 г. Архив ООО ЦК И НТ «ОРБИТА».

Этот памятник был установлен на постамент, выполненный в формах архитектуры конструктивизма и напоминал постамент памятника Ленину на броневике, установленному возле Финляндского вокзала в Ленинграде в 1926 г. (Фото 15.4). Только каменский постамент-броневик имел более абстрактный и упрощённый облик по сравнению с ленинградским, т. е., говоря современным языком, это — более бюджетный вариант первоисточника (Фото 15.4, 15.5).

Как же выглядел этот первый клуб соцгорода? Когда я готовила статью для журнала «Архитектон» в декабре 2023 г. о клубах 1930-х гг. в нашем городе, у меня имелись всего две фотографии плохого качества разных фасадов клуба СинТЗ и изображения его абрисов на генпланах; эти документы не давали полной информации об облике здания и даже противоречили друг другу. Я решила, что в соцгороде СинТЗ было два здания клуба: барачного типа клуб — для рабочих и деревянный клуб в формах авангардной архитектуры для — ИТР. Но после изучения дополнительных фотографий и анализа всех имеющихся материалов совместно с каменскими краеведами В.М. Сидоровым и И.А. Бушлановым, выяснилось, что на исследуемых нами документах изображено одно и то же здание (Фото 11.1-11.9). На чертежах разных лет оно называлось по-разному: «клуб ИТР», «старый клуб», «существующий клуб» (Фото 11.2 – 11.5). На схемах соцгорода СинТЗ начала и середины 1930-х гг. нет изображений других клубов.  

Изображение

Фото 11.4. Фрагмент проекта Соцгорода Трубный. Клуб ИТР – справа. Нач. 1930-х гг. Архив АО СинТЗ.

Изображение

Фото 11.5. Фрагмент выкопировки из генплана (расположение киноклуба на 550 мест). ОКС СинТЗ. 1940 г. Архив ООО ЦК И НТ «ОРБИТА».

Изображение

Фото 11.6. Вид с юго-запада на фрагмент клуба ИТР СинТЗ (старый клуб Син ТЗ). Фото 1930-х гг. Частный архив А.А. Юровских.

Изображение

Фото 11.7. Вид с юго-запада на фрагмент клуба ИТР СинТЗ (старый клуб Син ТЗ).  Фото 1960-х гг. Архив АО «Синарский трубный завод».

Изображение

Фото 11.8. Вид с юго-востока на фрагмент клуба ИТР СинТЗ (старый клуб Син ТЗ). Фото 1960-х гг. Частный архив Г. Федосеевой.

Изображение
Фото 11.9. Вид с юго-востока на фрагмент клуба ИТР СинТЗ (старый клуб Син ТЗ). Фото 1960-х гг. Архив АО «Синарский трубный завод».

Здание деревянного клуба возведено в формах авангардной архитектуры, состояло из нескольких прямоугольных объёмов разной высоты и этажности, завершённых двух- и односкатными крышами. Все объёмы имели горизонтальное и вертикальное остекление на западном (главном) и южном фасадах. Переплёты окон на главном фасаде были со сложным геометрическим рисунком (Фото 11.6.). Впоследствии фрагменты сплошного остекления были частично утрачены. (Фото 11.7.) Главный вход располагался в центральной части одноэтажного объёма. На фотографии дворового фасада чётко видны 4 прямоугольных в плане объёма: южный двухэтажный, расположенный поперечно основной оси здания, к нему примыкает одноэтажный с двумя входными тамбурами, в который с северо-западной стороны были встроены ещё 2 высоких объёма (Фото 11.8, 11.9). Это здание не сохранилось. 

По воспоминаниям Н.М. Черемных о первом клубе: «Это было небольшое одноэтажное деревянное здание» [7, с. 26]. Возникает противоречие: почему не упоминается южный двухэтажный объём? Может быть, второй этаж надстроили позднее? Или в данном случае здание воспринимается Ниной Михайловной в целом – преимущественно одноэтажным – по его основным объёмам?  В общем, вопрос об истории формирования здания клуба ИТР (старого клуба СинТЗ) требует дальнейших исследований.

Интересна информация Н.М. Черемных о клубной жизни: «В тридцатые годы клуб был местом «тусовки» интеллигенции «Синарстроя» (23). Всевозможные вечера-встречи, праздники, приличный (по тем временам) буфет и, главное, биллиард собирали, особенно длинными зимними вечерами, шумную весёлую аудиторию из числа специалистов, инженеров стройки. Заканчивались «поединки» буфетом. По тем временам, особенно в голодные 1931-1933 гг., основным блюдом в буфете была гречневая запеканка» [7, с. 26]. Один из очевидцев этих мероприятий – В.М. Кучеренко (24) — вспоминает: «Жили мы весело, много пели. Вспоминаю наш красивейший биллиард, клуб, где мы смотрели кинофильмы «Трактористы», «Волга-Волга» [7, с. 47].  

Тоже не совсем понятно: в каком клубе собирались рабочие соцгорода СинТЗ? В этом же? Кстати, о пении — хоровые коллективы в последующие годы имелись почти во всех клубах и дворцах культуры (Фото 11.10). 

Изображение

Фото 11.10. Хоровой кружок клуба металлургов завода. Фото 1939 г. Частный архив Р.П. Заварыкиной.

Во второй пол. 1930 г. рядом со старым клубом СинТЗ было решено построить здание клуба-кино на 550 мест, ориентированное главным западным фасадом на площадь. (Фото 11.2- 11.5, 14.1)  

Здание клуба-кино (позднее дворец культуры СинТЗ) является составной частью комплексной застройки соцгорода «Трубный» 1930-х-1940- гг. Его современный адрес — ул. Карла Маркса, 62. 

За основу проекта нового здания был взят проект повторного применения клуба Первоуральского Новотрубного завода, разработанный в 1938 г. архитектором Свердловского отделения организации «Госсоюзпроектин-Т №4». К.В. Глушковым. Сохранились чертежи фасадов здания именно из этого проекта – для клуба в Первоуральске (Фото 12.1, 12.2). У него главным фасадом являлся восточный, а не западный, как у каменского клуба-кино. 

Изображение
Фото 12.1. Проект фасадов клуба Первоуральского Новотрубного завода. «Госсоюзпроектин-Т №4». 1938 г. Архитектор К.В. Глушков. Архив ООО ЦК И НТ «ОРБИТА».
Фото 12.2. 
Проект фасада, террасы и деталей 21-22-23 клуба Первоуральского Новотрубного завода. «Госсоюзпроектин-Т №4». 1938 г. Архитектор К.В. Глушков. Архив ООО ЦК И НТ «ОРБИТА».

В 1938-1940 гг. переработкой этого проекта первоуральского клуба для соцгорода «Трубный» в г. Каменске занимался отдел капитального строительства Синарского трубного завода (ОКС СинТЗ) (Фото 13.1).  

Изображение
Фото 13.1. План 1 этажа клуба-кино СинТЗ (проект ОКС СинТЗ. 1940 г.) Архив ООО ЦК И НТ «ОРБИТА».
Фото 13.2. 
План 1 этажа клуба-кино СинТЗ (проект ОКС СинТЗ. 1940 г.) Чертёж с пристроями 1977 г. Архив ООО ЦК И НТ «ОРБИТА».

Строительство здания осуществлялось в 1940-1945 гг.
По первоначальному проекту здание состояло из нескольких объемов: к основному Г-образному в плане объему с северной стороны должен был примыкать полуцилиндрический одноэтажный объем террасы со сплошным остеклением, с восточной стороны — полуцилиндрический объем лестничной клетки (Фото 13.1). Впоследствии терраса не была возведена, а основной объём стал прямоугольным в плане. В 1977 г. с восточной стороны к нему добавили ещё два больших объёма — пристроя (Фото 13.2). 

Планировка довоенного здания по продольной оси запад-восток – не зеркальная (Фото 13.2). За главным входом, расположенным в центральной части западного фасада, находится тамбур с лестничными клетками и сан. узлами справа и слева от него. За тамбуром – вестибюль, из которого можно попасть в фойе и в зрительный зал. Последний размещён продольно — вдоль стены южного фасада и имеет выходы на улицу. Из фойе, расположенном параллельно продольным стенам зрительного зала, организованы входы в кружковые и подсобные помещения, выходящие окнами на северную и восточную стороны. С восточной стороны фойе имеется выход на лестничную клетку, размещённую в цилиндрическом объёме (Фото 15.2). 

Композиция главного западного фасада симметрична, центральная часть фасада заглублена и оформлена восьмиколонным портиком, увенчанным фронтоном. Четырехгранные парные колонны изначально были завершены полочками (Фото 14.1). Аналогичным четырнадцатиколонным портиком, но без фронтона оформлен южный фасад (за портиком находятся выходы из зрительного зала) (Фото 13.2, 15.1, 15.3). В 1940-е гг. колонны главного фасада были дополнены капителями в стилистике классицизма (Фото 14.2, 15.1).  

Изображение
Фото 14.1. Молодой человек на фоне главного западного фасада клуба-кино СинТЗ (ДК СинТЗ) (Фасад без капителей на колоннах). Фото 1940-х гг. Архив КУКМ.
Фото 14.2. Капители колонн главного фасада клуба-кино СинТЗ (ДК СинТЗ). Фото С.И. Гавриловой. 2009 г.
Фото 14.3. 
Развертки стен зала клуба Первоуральского Новотрубного завода. «Госсоюзпроектин-Т №4». 1938 г. Архитектор К.В. Глушков. Архив ООО ЦК И НТ «ОРБИТА».

Изображение

Фото 15.1. Вид на ДК СинТЗ с юго-запада. Фото С.И. Гавриловой. 2009 г.

Изображение
Фото 15.2. Фрагмент южного фасада. ДК СинТЗ. Фото С.И. Гавриловой. 2009 г.

Изображение

Фото 15.3. Восточный фасад ДК СинТЗ. Фото С.И. Гавриловой. 2009 г.

Изображение

Фото 15.4. Финляндский вокзал памятник Ленину. Фото 1950-х гг. [ХХ]
Фото 15.5. 
Памятник В.И. Ленину перед ДК СинТЗ. Фото С.И. Гавриловой. 2012 г.

Первоначальные интерьеры здания планировались в стилистике авангардной архитектуры как у образца — клуба из Первоуральска (Фото 14.3). На чертеже «Развёрток стен зрительного зала» 1938 г. верхняя часть поверхности стен, которые без оконных проёмов, оформлена ритмическим рядом прямоугольных элементов с рамочным обрамлением – зеркал. Такие же зеркала размещались и на южной стене – между оконными проёмами. Под ними проходил широкий пояс из квадратных ширинок. Сцена была фланкирована филёнчатыми пилястрами, несущими антаблемент. По такому же принципу были выполнены порталы дверных проёмов. Но данный проект отделки интерьеров не был реализован в каменском варианте клуба-кино. 

В середине 1940-х гг. свердловский архитектор В.В Емельянов разработал проект интерьеров этого здания в стиле советский неоклассицизм. О Емельяновском варианте будет рассказано в следующей части. 

Клуб-кино СинТЗ (дворец культуры СинТЗ) — образец общественного здания в формах стиля конструктивизм с элементами классицистического декоративного оформления. 

На «Проекте благоустройства площади у клуба-кино на 550 мест», выполненном в 1940 г. ОКСом СинТЗ, новое кирпичное здание клуба-кино, расположено по главной оси площади восток-запад (Фото 11.3). С южной стороны от него размещён сквер, в основу композиции которого была заложена радиально-кольцевая схема: две пешеходные дорожки разных диаметров радиально опоясывали центральное ядра; по осям восток-запад, север-юг и в диагональных направлениях их пересекали пешеходные дорожки, которые в северной и южной частях сквера являлись составляющими новых радиальных композиций. Также для сквера была спроектирована входная группа, состоящая из шести парных четырёхгранных колонн, на которые опирался аттик, представляющий собой композицию из трёх четырёхгранных столбиков с арочными стенками между ними, завершённый карнизом простой профилировки. С восточной стороны от сквера находились тир и стадион. 

Таким образом, первые советские временные клубы н. 1930-х гг. в г. Каменске-Уральском имели простое объёмно-планировочное решение, характерное и для других типов зданий этого периода.  

Последующие за ними здания клубов из-за дефицита долговечных строительных материалов возводились из доступных подручных материалов: дерева, камыша (в качестве утеплителя) и других.  

И только в к. 1930-х гг. Синарский трубный завод смог заказать проект капитального кирпичного клуба. Архитекторы, проектировавшие эти клубы, прекрасно знали лучшие образцы современной им советской и зарубежной авангардной архитектуры, работали в русле архитектурных тенденций конструктивизма, постконструктивизма, ар-деко. 

Здания клубов имели сложное объёмно-планировочное решение и выразительную пластику фасадов, дополненную декоративными элементами в духе ар-деко.

Автор благодарит за помощь и предоставленные материалы: Н.П. Баранову, О.А. Бессонову, О.А. Винокурову, Л.Р. Глинских, Р.П. Заварыкину, Е.В. Конышеву, А.Ю. Лесунову, А.А. Юровских, А.П. Лыскова, В.А. Сидорова, И.А. Бушланова, Г. Федосееву, семью Плакхиных.

Источники иллюстраций:     

I. Архив КУКМ.    
II. Архив ОАО УАЗ СУАЛ.    
III. Музей ОАО УАЗ СУАЛ.     
IV. Архив АО «Синарский трубный завод».    
V. Архив ДК УАЗа.    
VI. Архив ООО ЦК И НТ «ОРБИТА».      
VII. Библиотека Конгресса США.    
VIII. 50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.: мемуары / ред. В. А. Мякотин. – Шадринск: ПО «Исеть», 1995. – 148 с.    
IX. Художественная самодеятельность.  Журнал. — № 6. 1962 г.    
X. Г.Д. Фефелова. Развитие традиционных художественных выставок в г. Каменске-Уральском / Фефелова Г.Д. – рукопись — 1983 г.     
XI. Частный архив Н. Барановой.    
XII. Частный архив С.И. Гавриловой.    
XIII. Частный архив Р.П. Заварыкиной.    
XIV. Частный архив семьи Плакхиных.    
XV. Частный архив В.А. Сидорова.    
XVI. Частный архив семьи Федосеевых.    
XVII. Частный архив А.А. Юровских.    
XVIII. Фотоистория парка УАЗа [Электронный ресурс] // Парк культуры и отдыха г. Каменск-Уральский — URL: https://vk.com/album-54465784_276043456 (дата обращения 16.10.2023 г.)    
XIX. Конышева Е.В. Кинотеатр им. А.С. Пушкина. [Электронный ресурс] / Е.В. Конышева // Про Челябинскъ — 12.03.2021 г. — URL: https://dg048.livejournal.com/86201.html?    
XX. Финляндский вокзал памятник Ленину. [Электронный ресурс] // Заметки путешественника — URL: https://bangkokbook.ru/poezdki/finlyandskij-vokzal... (дата обращения 22.10.2023 г.)

Библиография:     

1. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. Т. 17. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия. 1974. – 616 с., илл.    
2. Андриевских Т. А. И в труде, и в бою / Т. А.  Андриевских // 50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.: мемуары / ред. В. А. Мякотин. – Шадринск: ПО «Исеть», 1995. – 148 с.    
3. Гаврилова С. И., Зенкова Л.В., Кузнецова А.В., Лесунова А.Ю. Памятники архитектуры Каменска-Уральского / С. И. Гаврилова, Л. В. Зенкова, А. В. Кузнецова, А. Ю. Лесунова – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2008. – 92 с.    
4. Гаврилова С.И. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ АРХИТЕКТУРЫ КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО 1960-1950-х ГОДОВ НА ПРИМЕРЕ ВНОВЬ ВЫЯВЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ [Электронный ресурс] /С.И. Гаврилова //Архитектон: известия вузов. – 2013. – №4(44). – URL: http://archvuz.ru/2013_4/14    
5. Гаврилова С.И. КОМПЛЕКСНАЯ ЗАСТРОЙКА КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО 1930-х ГОДОВ. РЕАЛИЗОВАННЫЕ И НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ [Электронный ресурс] / С.И. Гаврилова //Архитектон: известия вузов. – 2011. – №4(36). – URL: http://archvuz.ru/2011_4/11    
6. Гаврилова С.И. РАЗВИТИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ Г. КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО НАЧАЛА XVIII – СЕРЕДИНЫ XX ВЕКОВ [Электронный ресурс] /С.И. Гаврилова // Архитектон: известия вузов. – 2010. – №2(30). – URL: http://archvuz.ru/2010_2/14    
7. Грамолин, А.И. Синара. Судьба и слава / А.И. Грамолин, Э.А. Коридоров. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2004. – 256 с.: ил.    
8. Зенкова Л.В. Любительский театр в дореволюционном Каменске. [Электронный ресурс URL] / Л.В. Зенкова // Страницы истории. Каменск-Уральский — 16.06.2022 г. — URL: https://history-kamensk.ru/history/357-lyubitelski...  
9. Конышева Е.В. Кинотеатр им. А.С. Пушкина. [Электронный ресурс] / Е.В. Конышева // Про Челябинскъ — 12.03.2021 г. — URL: https://dg048.livejournal.com/86201.html    
10. Лысков А.П. Не построенный Синарский паровозо-электровозо-вагоноремонтный завод. Часть 1. [Электронный ресурс] / А.П. Лысков // Вокруг Каменска — 09.06.2020 г. — URL: https://dzen.ru/a/Xt5-LWl20iaAjM80

(1)

Несколько исследователей из поселения Каменский завод являлись членами УОЛЕ в г. Екатеринбурге: П.В. Рудаковский – член Парижской Академии наук, лауреат премии Петербургской Академии наук, член-учредитель УОЛЕ, начавший свою врачебную практику в госпитале Каменского завода (1855-1858 гг.) (Исторический календарь Каменского завода: рукопись – К-Ур.: КУКМ, 2001, с. 4, 7). С 1886 г. В.А. Шамарин, владелец обувной фабрики, состоял действительным членом УОЛЕ. Позднее членами этого общества стали К. А. Шамарин (с 1903 г.) и его сыновья – А.К. Шамарин (с 1912 г.) и П.К. Шамарин (с 1914 г.) В.Г. Олесов – председатель Камышловской земской управы (1870 г.), Почетный член УОЛЕ (1910 г.), собиратель Каменского фольклора, первый метеоролог поселения Каменский завод [3, с. 32].

(2)

 Шестернина Н.Г. Воробьевы. Борис. Из архива городского краеведческого музея / Н.Г. Шестернина — Каменский рабочий — № 128 от 07.07.1994 г.

(3)

 Из воспоминаний Н.Ф. Голошейкина. КУКМ. Научный архив.

(4)

 ГКУСО «ГАСО» Ф. Р-155, Оп. 1, Д.38, Л. 73.

(5)

 Вся информация, изложенная в данном разделе (о задачах и деятельности советских клубов) получена автором статьи в том числе и из периодической печати – газет «Каменский рабочий», «За Уральский алюминий», «Уральский рабочий» и др. 1946-1980-х гг.

(6)

 Тягленко Г.Г.  – начальник Свердловского областного отдела по делам искусств. К новым успехам художественной самодеятельности / Г.Г. Тягленко — Уральский рабочий — декабрь 1947 г.

(7)

 Гачевский А.А. (председатель бюро историко-краеведческой секции общества «Знание»), Новичев В. (бывш. Председатель Горплана исполкома Горсовета), Самарская Т. (научный сотрудник КУКМ), Сосновский Я. (начальник отдела организации труда Син ТЗ), Город после Великой отечественной войны 1945-1970 гг.: рукопись — с. 1-27. Фонд Гачевского А.А. Архив КУКМ.

(8)

 с учетом списания ветхих зданий; всего с 1946-1970 гг. было возведено 81 здание.

(9)

 1930 г. Поселок Каменск Каменского района, Челябинской области. 1935 г. (20 апреля) поселок Каменск преобразован в город Каменск. 1940 г. (6 июня) г. Каменск переименован г. Каменск-Уральский, выделен в самостоятельную административную единицу областного подчинения.

(10)

 Постановление Совнаркома СССР от 26 мая 1932 г.

(11)

 Решение областного комитета ВКП (б) от 3 апреля 1931 г. по инициативе руководства Уральской области «в порядке встречного плана путем изыскания ресурсов внутри области».

(12)

 С апреля 1934 г. строящийся Уральский алюминиевый комбинат (УАК) стал именоваться заводом (УАЗ).

(13)

 Квартал-коммуна «Центральная жилищная секция».

(14)

 Колпаков А.Н. – инженер из «Уралалюминстроя». Так начинался Красногорский район: рукопись 1985 г. Фонд «Уралалюминстроя». Архив КУКМ.

(15)

 Трансконтинентальные перелёты, подготовка к которым началась ещё в начале 1920-х гг.; прохождение по Северному морскому пути за одну навигацию на ледокольных пароходах, начавшаяся в 1932 г.

(16)

 Инициалы в штампе чертежа не указаны.

(17)

 Фамилии других специалистов в штампах чертежей расшифровать не удалось.

(18)

 В начале 1930-х гг. проектное название предприятия – «Каменско-Синарский металлургический комбинат», с 1931 по 1936 гг. – «Синарстрой», в 1936 г. – «Синарский труболитейный завод», в 1936-1942 гг. – «Синарский трубный завод», с апреля 1942 г.-1949 гг. – «Государственный завод № 705», в 1949-1952 г. «Государственный завод № 705» и «Синарский трубный завод», в 1952-1992 гг.- «Синарский трубный завод». Одно время завод носил имя И.Д. Кабакова.

(19)

 «Саманный» и «Дерновой» посёлки назывались временными.

(20)

 «Руководство строительством и ведущие специалисты в 1934-35 гг. жили в поселке Волковская плотина в двухэтажном деревянном доме, построенном в то время, и в двухэтажном доме бывшего владельца мельниц. В это же время начал строиться на индивидуальных началах временный поселок Красная Звезда. В 1935 г. началось строительство бараков для прибывающих рабочих. Они разместились между КТЭЦ и рекой Исеть. Значительное количество рабочих и специалистов все же жили на частных квартирах как в самом Каменске, так и в близлежащих деревнях: Монастырка, Красная Горка, Байново, Волково, Брод. Строительство временных каркасно-камышитовых (Гаврилова С.И.) домов в квартале А-18 началось в 1934 г., домов БК-8 – в 1935 г. Первый дом был закончен в 1934 г., остальные в 1935-1937 гг. В Квартале БК-8 первенцем был дом по ул. Октябрьской, остальные построены в 1936-38 гг.» Рукопись А.Н. Колпакова – инженера из «Уралалюминстроя». Фонд «Уралалюминстроя». Архив КУКМ. В 1934-1937 гг. осуществлялось строительство капитальных домов ЦЖС, а в 1936-1944 гг. – домов квартала 2-27.

(21)

 «Будущий Синарский завод не значился среди объектов пятилетки. По этой причине в 1930 г. Госплан отказался удовлетворить ходатайство Уралобкома. Однако у обкома оказался «пробивной», секретарь – И.Д. Кабаков. Во многом благодаря его энергии 28.02.1931 г. Совнарком постановил наряду с Липецким и Тульским возводить и Синарский комбинат». [7, с. 19]

(22)

 ГАСО. Ф-83, оп. 1, ед. х. 6, лист 40, 41.

(23)

 Возведением Каменско-Синарского металлургического комбината занималась организация «Синарстрой» до начала 1930-х гг., структурно входившая в Государственное Всесоюзное объединение металлургической, железорудной и марганцевой промышленности восточной части СССР – «Востоксталь». [7, с. 19]

(24)

 В.М. Кучеренко в тот период жил в комнате гостиницы для ИТР с удобствами в конце коридора. [7, с. 47]

Нет комментариев. Ваш будет первым!
|

При использовании материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем. Некоторые публикации сайта history-kamensk.ru могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Мы собираем cookie. Вы не против?