История православия
Статьи по истории православия в Каменске-Уральском и его окрестностях: становление православия, православная вера в советский период, возрождение православия в постсоветское время.
Активное строительство каменных храмов взамен «обветшавших деревянных» в Исетском крае пришлось на первую треть XIX века и напрямую зависело от исторических событий, происходящих в архитектурной жизни России.
Храм Архангела Михаила в селе Маминском в 2031 году отметит 300-летие. Однако, нынешнее здание церкви – результат многочисленных архитектурных изменений и перестроек. Как и многие храмы в России, он был заложен в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года.
В провинциальном зодчестве культовые постройки всегда являлись важнейшей частью архитектурной среды. Активное строительство каменных храмов взамен «обветшавших деревянных» в Исетском крае пришлось на первую треть XIX века и напрямую зависело от исторических событий, происходивших в это время в архитектурной жизни России.
Представители уральского рода Шишевых состояли на церковной службе на протяжении примерно двух с половиной веков и, хотя никогда не были особенно многочисленными, территориально имели широкое распространение в пределах Пермской губернии, особенно в ее восточной части.
О том, как небольшая книжка священника о. Иоанна Яковкина приоткрыла еще одну страницу из истории каменского Свято-Троицкого собора.
При восстановлении Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Волково в 1988 году появилась мемориальная плита со следующим текстом: «Церковь Покрова Божьей Матери была построена в 1914-1916 г. в честь павших воинов в Отечественной войне 1812 г...» И только в 2011 году при тщательном изучении стен храма стало понятно, что в тексте допущена ошибка.
До середины XIX века жителям села Волково приходилось пешком ходить на службу в ближайший населенный пункт, где был православный храм — село Травянское. С 1848 года в селе Волково появился свой приход и был возведен первый деревянный храм.
История деревни Байновой непосредственно связана с Каменским заводом, который после своего возникновения дал толчок к заселению окрестных земель. Центральным местом Байновой считалась площадь, на которой находилась часовня.
Роль культовой архитектуры в культурном развитии южноуральских поселений XVIII-XIX вв. на примере Багарякской слободы.
В 23-х летнем возрасте отец Александр был направлен для служения в село Травянское Камышловского уезда Пермской губернии, где и прошла вся его дальнейшая жизнь. Но не только священнические труды уготовал Господь отцу Александру. Ему дано было и страдать за Христа, как пишет в своем послании апостол: Вам даровася, еже о Христe, не токмо еже в Него вeровати, но и еже по Нем страдать.
Массовое строительство каменных церквей в Южном Зауралье началось в первой трети XIX века. Инициатором в этом процессе выступало правительство. Одним из аттестованных мастеров в Исетском крае был мещанин из Екатеринбурга – Василий Григорьевич Чернавский. Реконструкция Троицкой церкви в Каменском заводе по проекту архитектора М. П. Малахова в классических очертаниях совпала с бурной деятельностью Чернавского в ближайших селениях.
Первая документальная информация о подготовке к каменному строительству на территории с. Никитинское Камышловского уезда принадлежит первой четверти XIX века. В архитектурно-планировочном отношении храм ставился на новом, специально выбранном для этого случая месте, в окружении которого первые десятилетия существования прихода селился церковный причт и находился погост. К этому времени на данной территории имелась только одна каменная церковь при Каменском заводе, возведенная (1797– 1813).
Православная обитель в Каменске-Уральском, история которой начинается во второй половине XIX века с женской общины, учреждённой местной жительницей, дочерью мастерового Авдотьей Ивановной Ворониной на собственные средства и пожертвования жителей Каменского Завода. К 1917 году в Преображенском женском монастыре проживало 30 монахинь и 150 послушниц.
Иерей Пётр Корелин, с 1886 года — служитель церкви. С 1886 по 1918 годы преподавал в нескольких училищах, был пресвитером в трёх храмах, избирался депутатом на Епархиальный и окружной училищные съезды. Закончил служение клириком Свято-Троицкого собора Каменского завода. После издевательств и пыток утоплен в реке Тура карателями Красной армии 28 июня 1918 года.
В середине XIX века в Каменском заводе возникла необходимость строительства православного храма вблизи кладбища, специально для отпевания усопших. Новая кладбищенская церковь была заложена в 1850-х годах. Построена в 1883 году, а освящена 1 июля 1885 года.
Священномученик Николай Васильевич Бирюков, священник Спасо-Преображенского женского монастыря Каменского завода Камышловского уезда, прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских и причислен к Собору Екатеринбургских святых.
Свято-Троицкий собор в Каменске-Уральском имеет более чем 300 летнюю историю. От небольшой деревянной церкви до красивейшего кафедрального собора прошёл путь этот храм. Сегодня это главный храм Каменской епархии, архитектурное украшение города.
2 апреля 1910 года Главой Екатеринбургской епархии становится епископ Митрофан (Афонский). Человек не только очень образованный, но и в высшей степени деятельный, он лично объехал всю епархию, живо интересуясь всеми сторонами жизни прихожан. Неоднократно епископ посещал и Каменск. Вот фрагмент путевых заметок о посещении Его Преосвященством нашего города в 1912 году.
Манипулирование массовым сознанием при снятии колоколов с православных храмов Каменского района в 30-е годы XX века.
Каменская земля имеет своих святых. Один из них – священномученик Василий Победоносцев. В настоящее время имеется его жизнеописание, подготовленное сотрудниками Комиссии по канонизации святых Екатеринбургской епархии. Но хочется его уточнить и дополнить фактами из жизни о. Василия, а также обозначить ряд моментов, которые пока слабо проработаны.