Статьи
Наиболее полный электронный архив исследовательских статей и материалов о Каменске-Уральском, отражающих историю города в разные периоды его существования.
Предлагаемые читателю архивные записи о «поправке иконостаса» в Уксянской слободе Шадринского уезда во второй половине XIX в. можно отметить как своеобразный алгоритм практической деятельности применяемый подрядчиками при выполнении обозначенных выше работ. Эта лишь незначительная часть свидетельств о разнообразии методов и приемов практиковавшиеся в те далекие времена, при отсутствии современной телефонной связи, транспортного сообщения при удаленности расстояний.
В статье на основе опубликованных источников и вновь обнаруженных архивных документов о Николаевской церкви несуществующего с. Юго-Конёво Каслинского района Челябинской области рассматривается как объект утраченного культурного наследия. Хронологические рамки статьи начинаются с момента основания слободы первой половины XVIII в. до 1957 года.
В статье на основе архивных материалов и опубликованных источников представлена история строительства церковных каменных оград в селениях Далматовской волости Шадринского уезда Пермской губернии за период XIX века.
Активное строительство каменных храмов взамен «обветшавших деревянных» в Исетском крае пришлось на первую треть XIX века и напрямую зависело от исторических событий, происходящих в архитектурной жизни России.
В провинциальном зодчестве культовые постройки всегда являлись важнейшей частью архитектурной среды. Активное строительство каменных храмов взамен «обветшавших деревянных» в Исетском крае пришлось на первую треть XIX века и напрямую зависело от исторических событий, происходивших в это время в архитектурной жизни России.
После введения «Устава благочиния» регистрация и заключение контрактов на вновь возводимые каменные церкви в первой половине XIX в. в южноуральских селениях осуществлялось между подрядчиками и церковнослужителями под строгим руководством Пермской Епархиальной консистории.
Архитектура Свято-Троицкого собора Каменска-Уральского внесла упорядоченность в композиционную среду городской застройки. Более поздние украшения соборного комплекса оказывали благотворное влияние на культуру города-завода. Анализ сохранившейся застройки и прилегающих к центру кварталов показал, что архитектура храма во взаимодействии с архитектурой промышленного комплекса стали главными хранителями традиций местной культуры.
После введения «Устава благочиния» регистрация и заключение строительных контрактов на вновь заводимые каменные церкви, а также ремонт и их реконструкцию, осуществлялось под строгим руководством Пермской Епархиальной Консисторией со всеми записями в книгах духовного правления. В контрактах записывались сведения о подрядчиках, заказчиках, предмете договора, обязанностях сторон, времени и условиях работы
Роль культовой архитектуры в культурном развитии южноуральских поселений XVIII-XIX вв. на примере Багарякской слободы.
Массовое строительство каменных церквей в Южном Зауралье началось в первой трети XIX века. Инициатором в этом процессе выступало правительство. Одним из аттестованных мастеров в Исетском крае был мещанин из Екатеринбурга – Василий Григорьевич Чернавский. Реконструкция Троицкой церкви в Каменском заводе по проекту архитектора М. П. Малахова в классических очертаниях совпала с бурной деятельностью Чернавского в ближайших селениях.
Первая документальная информация о подготовке к каменному строительству на территории с. Никитинское Камышловского уезда принадлежит первой четверти XIX века. В архитектурно-планировочном отношении храм ставился на новом, специально выбранном для этого случая месте, в окружении которого первые десятилетия существования прихода селился церковный причт и находился погост. К этому времени на данной территории имелась только одна каменная церковь при Каменском заводе, возведенная (1797– 1813).