Не стоит село без Храма

17
Автор:
Н.В. Аксентьева
Не стоит село без Храма

Несколько лет назад я готовила с учащейся средней школы № 30 на «Стяжкинские чтения» сообщение, посвященное истории лагеря «Дружба». Уже тогда появился замысел продолжить тему, связанную с этим лагерем. Ежегодно сотни детей трубников, отдыхая в «Дружбе», отрядами приходили в село Маминское посмотреть на грандиозное сооружение – церковь. Сейчас, когда информацию об этом памятнике культуры Свердловской области получить не так сложно, я решила вернуться к данной теме. Совершила несколько поездок в село Маминское, побеседовала с отцом Вячеславом, приняла участие в Крестном ходе.

Разговор об истории Храма нужно начать с истории села. Село находится в зоне Шиловского меднорудного месторождения – одного из первых мест в России, где начали добывать золото – поэтому оно изначально возникло как поселение старателей. Среди сельчан были и купцы, и обеспеченные люди. Среди них было немало истинно православных верующих, желающих угодить Богу. Они были искренними жертвователями средств на Храм.
По некоторым данным, село Маминское было основано выходцем из Кунгура Игнатием Ивановым в 1682 году. [1] Но свое нынешнее имя село обрело много позже, когда его уроженец Василий Игнатьевич Мамин-Попов стал первым священником в деревне. По его имени и был назван приход, а позже и весь населенный пункт. Его потомком, как утверждают историки, является писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк.

Несмотря на то, что здесь всегда была очень плохая почва, поселение быстро превратилось в зажиточное село. А все потому, что в Маминском нашли золото. Золотая лихорадка пришлась на ХIХ век: именно в это время разбогатевшие золотоискатели стали строить свои дома из кирпича. К слову сказать, почти каждый восьмой дом был кирпичный. Кирпич был местный и очень высокого качества. Из него строили хоромы себе, дома для прислуги, придомовые постройки. На данный момент в деревне сохранилось порядка 40 кирпичных построек того времени.

О богатстве жителей также говорит и то, что во многих дворах для хранения продуктов использовался не просто подпол, а целые погреба, выложенные камнем. В таком погребе холодно летом и поддерживается комфортная температура для хранения продуктов зимой. До сих пор многие местные жители используют такие погреба в качестве холодильников.

Храм Архангела Михаила – по словам местного краеведа и старожила М.П. Громакова – в 2031 году отметит 300-летие. Однако, нынешнее здание церкви – результат многочисленных архитектурных изменений и перестроек. Как и многие храмы в России, он был заложен в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года.

Позднее около Храма установили монумент Александру II. Осталась в далеком XYIII веке первая деревянная церковь, построенная под руководством священника В.И. Мамина. Через сто лет на месте деревянного храма было решено возвести каменный храм, строительство которого на средства прихожан длилось сорок лет, до 1871 года.

Новый Храм, по воспоминаниям современников, был крепким, теплым, но, тем не менее, с разрешения Епархиального начальства в 1890 г. его пределы и колокольня подверглись капитальной перестройке… Именно тогда и началось строительство Храма, стены которого сохранились до наших дней. Каждый трудоспособный прихожанин должен был отработать по 5-6 дней на строительстве. Деньги собирали всем приходом. Поскольку Маминское славилось качественной глиной, возводили церковь из местного кирпича, кустарное производство которого наладили местные умельцы. Работы под руководством священника П.А. Левицкого закончились к 1900 году. Церковь была необыкновенно хороша. В отличие от своих предшественниц, имела три предела и шесть куполов, две висячих лестницы, сорок четыре изящно зарешеченных окна и восемь дверей. Вход украшали мраморные ступени. Храм был обнесен каменной стеной, а ворота выложены из кирпича. Талантливым иконописцем Ивановым из Екатеринбурга Храм был расписан. В южном пролете колокольни размещалось семь колоколов – вся гамма. Во время праздников в них мог звонить каждый…

Известно, что в былое время приход в Маминском имел земельный участок, мельницу. Но наступили тяжелые времена гонений на православную веру, и в 1932 году Храм был закрыт. Много испытаний пришлось вынести маминскому собору. Он был и зернохранилищем, и машинотракторной станцией. Неоднократно горел. Скульптурки ангелов сбили, росписи осквернили хулиганскими надписями. Лишь только попытка разобрать его на кирпичи не удалась (недаром строили его всем миром!) — кладка оказалась монолитной. В 1932 году приход был закрыт. Видя поругание Храма, верующие спрятали иконы и церковную утварь, какую смогли.

Снова приход был открыт в 1991 году. Поначалу ютились по разным комнатушкам. С 1993 года начались строительные работы. Был восстановлен только один придел — во имя Фрола и Лавра. Частично отремонтировали полы и застеклили окна. И появились прихожане, были возобновлены службы.

Сбереженные святыни оказались на прежних местах. Во время службы отца Вячеслава люди стали приносить иконы. Кто-то на чердаке нашел, кто-то в овечьем загоне. Все старые иконы в Храм возвращены местными жителями.
Сегодня Храм ремонтируется, как и прежде, на средства прихожан. Несмотря на то, что приход состоит в основном из пожилых людей, и пожертвования минимальны.

Благодетелей, которые бы взялись за восстановление значимого памятника истории и архитектуры и духовного центра села пока нет. Но есть примеры реставрации храмов в соседних селах. За последние несколько лет стараниями Свердловской птицефабрики полностью восстановлен Храм в селе Сосновком. Нашлись благодетели и у церкви в селе Троицком.

Собор же Архистратига Божия Михаила – один из крупнейших в области. На его полное восстановление требуется много средств и усилий. Поэтому пока — это дело будущего. Хочется надеяться, что не слишком отдаленного.
Настоятеля храма – о. Вячеслава Максимова прихожане зовут «неутомимым батюшкой». За время его службы в приходе сложились особенные традиции.
На престольный праздник Архистратига Божия Михаила освещается ключ, который находится рядом с Храмом.

В приходе очень почитается схимонахиня Ефросиния. Схимонахиня Ефросиния (в миру Анна Мезенова) жила в соседней деревне Шилово. Еще в юном возрасте, в 12 лет, она пыталась поступить в монастырь, На службы она ходила сюда, в Маминское, в Михайло-Архангельский собор. По всей округе ее почитали как великую молитвенницу и праведницу, имеющую дар исцеления и предвидения. Есть свидетельства того, что она чувствовала духовное состояние своих чад, посылала им свою молитвенную помощь, которая помогала в сложных ситуациях. Приходивших к ней за советом людей порой было так много, что она даже в обморок падала, стараясь побеседовать с каждым, кто обращался.

Наиболее известно ее предсказание о том, что Государю Николаю II уготован венец на небесах. Она предсказала, что сама не сможет долго жить после гибели царя. Так и случилось: она почила 25 октября 1918 года от скоротечной чахотки, ненадолго пережив царственных страстотерпцев. В настоящее время ведется работа по подготовке канонизации схимонахини Ефросинии в чине местнопочитаемой святой, составлено житие. Сестры Ново-Тихвинского монастыря написали икону, которая сейчас ждет своего часа.

Собранные документальные свидетельства о жизни матушки Ефросинии были представлены в синодальную комиссию по канонизации и рассмотрены в 2003 году. Комиссия не усмотрела препятствий для канонизации матушки Ефросинии, но попросила продолжить сбор свидетельств о ее почитании верующими, о получении от нее по молитвам помощи. Такие свидетельства есть.

Два раза в год празднуется память матушки Ефросиньи: 25 октября – в день ее кончины, и 31 мая – в день перенесения ее останков на кладбище села Маминского. Приезжают сестры Ново-Тихвинского монастыря, паломники, которые хотят поклониться матушке Ефросинье. Служится литургия, идет крестный ход на кладбище к могилке матушки, где установлена часовенка, и служится еще и панихида.

Еще одна традиция – в Крещение прорубать на пруду – Иордань. Первую Иордань была сделана в 1997 году. Приезжает много людей окунуться, даже из Каменска-Уральского. Сейчас проруби делают повсеместно, но еще лет десять тому назад они не были сильно распространены.

Стал традиционным и крестный ход к могиле отца Александра. Отец Александр Мокроусов погиб за веру, как и многие российские новомученники. Его расстреляли в 1918 году, а перед этим на глазах его семьи и односельчан над ним издевалась и глумилась специальная карательная команда, вызванная по факту доноса. Место гибели до сих пор называют «попов лог».

Его запретили хоронить около Храма, упокоили на кладбище в селе Исетском. Благодаря этому, его могилка сохранилась в целостности и сохранности. Стоит мраморный памятник, хотя крест на нем сломан. В те годы на всех памятниках кресты были сломаны. И туда, к могилке, совершается крестный ход. Заново установили на ней деревянный крест.

К сожалению, возникли препятствия для канонизации отца Александра, связанные с публикацией в церковном вестнике 1918 года, где были описаны обстоятельства его гибели. В частности, в статье сказано, что священник просил, чтобы губители не трогали его семью. Именно это обстоятельство стало основанием для отказа в канонизации.

История создания и возобновления работы Храма в селе Маминском заслуживает внимания и уважения жителей Каменска-Уральского и Каменского района. «Не стоит село без Храма» – так можно перефразировать известную поговорку: «Не стоит село без праведника». Примечания: 1. При работе над статьей «Не стоит село без храма» автор использовала Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Т.2-»Сократ»,2008. г. А также информацию из личной беседы с гидом турагенства «Святыни России» и отцом Вячеславом. От редактора: год основания д. Мамина предположительный, не подтвержденный архивными документами.

Примечания:

1. При работе над статьей «Не стоит село без храма» автор использовала Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Т.2-»Сократ»,2008. г. А также информацию из личной беседы с гидом турагенства «Святыни России» и отцом Вячеславом.
От редактора: год основания д. Мамина предположительный, не подтвержденный архивными документами.
Нет записей

При использовании информационных материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки не закрытой от поисковых систем.

Я принимаю условия «Пользовательского соглашения» и даю своё согласие на обработку Администрацией сайта "Каменск-Уральский. Страницы Истории" персональных данных и cookies.