Василий Победоносцев. Некоторые факты биографии.

Автор:
Д.М. Анчугов
Василий Победоносцев. Некоторые факты биографии.

С точки зренияправославной веры, святые – это заступники и молитвенники перед Богом о живущихлюдях. Особо они молятся о той местности, где сами когда-то проживали.

Каменская земля имеетсвоих святых. Один из них – священномученик Василий Победоносцев. В настоящеевремя имеется его жизнеописание, подготовленное сотрудниками Комиссии поканонизации святых Екатеринбургской епархии (ныне – митрополии) [1] . Нохочется его уточнить и дополнить фактами из жизни о. Василия, а такжеобозначить ряд моментов, которые пока слабо проработаны.

Василий ВладимировичПобедоносцев обучался в Пермской духовной семинарии. В 1870 году он окончил еёсо степенью студента [2] .

Пока неясно, чем онзанимался в период с 1870 по 1876 годы.

В «Справочной книжке на1915 год» [3] указан 1873-й как год начала служения о. Василия. Ранее попадался и 1878-й [4] .Последняя дата – это, судя по всему, опечатка, но всё равно непонятно, когда жеон принял священный сан и служил ли до этого диаконом.

В 1877 году он служитвторым священником в Введенской церкви села Травянского (рядом с КаменскимЗаводом). При этом он является депутатом епархиального съезда от 3 церковногоокруга Камышловского уезда [5] . Вэтом же храме мы видим его и в 1882, 1885, 1887 годах. За это время о. Василийнаграждён набедренником [6] .

Ко дню Святой Пасхи, вапреле 1890 года, за службу по гражданскому ведомству священник ВасилийПобедоносцев награждён скуфьей [7] .

28 июля [8] 1890года он по-прежнему служит в Травянском. В этот день он преподносит подарок отпричта и прихожан своему старшему сослуживцу по храму священнику ДимитриюШкулёву в связи с его 50-летним служением в священном сане [9] .

В 1891 году, 9 апреля,о. Василий перемещён из Травянского села в Каменский Завод [10] . Ипо резолюции Его Преосвященства от 24 июня 1892 г. помощникблагочинного 2 церковного округа Камышловского уезда священник ВасилийПобедоносцев утверждён в должности благочинного [11] . В Свято-Троицком храме Каменского Завода он будет служить до своей мученическойкончины.

о.Василий (второй справа) среди духовенства и мирян

Судя по всему, о.Василий ревностно исполнял свои обязанности. Так, например, в июле 1894 годаправящий архиерей выражает ему свою «признательность за сочувственное отношениек нуждам бедных славян» [12] . Вмае 1895 года Святейшим Синодом за заслуги по духовному ведомству ко днюрождения Его Императорского Величества о. Василий награжден камилавкой [13] . А виюне 1896-го «Его Преосвященством объявлена признательность, с внесением впослужной список, благочинному 2-го округа Камышловского уезда священникуВасилию Победоносцеву за отлично-усердное прохождение им благочинническихобязанностей» [14] .

Когда первый священникхрама, о. Николай Гаряев, из-за болезни выводится за штат (октябрь 1897 г.), его место занимаето. Василий, который до этого момента занимал третью вакансию священника [15] .Т.е. он стал настоятелем.

В 1898-м Василий Владимировичизбирается от Камышловского уезда в наблюдательный совет съезда депутатовдуховенства епархии (вероятно депутатствовал он и в другие годы) [16] . Атакже участвует в работе Православного миссионерского общества [17] .

Неудивительно, чтотакая деятельная натура, как о. Василий, получает церковные и государственныенаграды. В мае 1899 года, ко дню Рождения Его Императорского Величества, отСвятейшего Синода он награждается наперсным крестом [18] . Вмае 1905-го Государь Император награждает его (своим указом) орденом святойАнны 3 степени [19] . В 1907 году о. Василия(как бывшего благочинным в то время) награждают в числе прочих медалью Красного Креста за участие вдеятельности этого Общества во время минувшей Русско-японской войны 1904-1905годов [20] .

Но в 1907-м благочинным 2 церковного округаКамышловского уезда он уже неявляется. От этой должности о. Василий, согласно прошению, уволен 29марта 1906 года [21] .

То же самое можно наблюдать в данных и на 1909 год [22] – настоятель Свято-Троицкой церкви, не благочинный. Вместе с ним в этовремя уже служит священник Петр Иоаннович Корелин [23] ,также впоследствии замученный большевиками [24] .

Но однимнастоятельством о. Василий себя не ограничивает. Он также заведует Байновскойцерковно-приходской школой [25] .

16 августа 1912 года вСвято-Троицкой церкви Каменского Завода состоялось торжественное Богослужение,возглавляемое Преосвященнейшим Митрофаном, епископом Екатеринбургским иИрбитским. Был объявлен указ Святейшего Правительствующего Синода от 11 мая с.г.за № 690 о возведении сей церкви на степень собора, а о. Василий был возведен всан протоиерея [26] .

Ну,вот мы подошли и к смерти о. Василия.

Изфондов Екатеринбургского губернского комитета РКП(б):

«№366. Начальнику милиции Камышловского уезда.

Вовторой половине июля месяца 1918 г. в заводе Каменском, Камышловского уезда, был убитсвященник церкви этого села о. Василий Победоносцев. По разрытии ямы, в которойон был зарыт, голова у него оказалась почти отрубленной. В этой же яме, крометого, оказались тела еще нескольких других лиц. Предварительный арест (передтем) о. Победоносцева был вызван якобы тем, что он разрешил звон к обедне вопрекизапрещения совета. Переговоры по этому поводу с советом вела особая депутацияот прихожан во главе с [грам.] Кузнецовым» [27] .

Верхняя часть поминального листка

Изпоминального листка «Помяни Господи души усопших рабов Божиих убиенных» [28] намизвестна дата, когда священник Василий Победоносцев был зарублен большевикамина станции Синарской – 10 июня 1918 года. Возможно, это опечатка или дажеошибка, но об июле месяце нам говорит и запись в метрической книге [29] . Ксожалению, там не указан день смерти (стоит прочерк), но дата погребения написана– 17 июля (по старому стилю). Возраст убитого – 70 лет (т.е. дата рождения о.Василия находится в пределах с 18 июля 1847-го по 17 июля 1848 г. ст.ст.).

Чтоесли о. Василий был убит 10 июля по старому стилю, отпет и похоронен 17-го, а вдокладной записке начальнику милиции летоисчисление приводится уже по новомустилю? В этом случае противоречий с датами нет.

Воти исследователь военных действий на шадринском направлении летом 1918 годаАлександр Кручинин пишет, что вечером 25 июля 1918 года (н.ст.) станцияСинарская опустела. Утром 26-го в поселок вошли сибирские казаки и пехота. А доэтого времени отступающие красные войска сосредоточились в Каменском Заводе ина станции Синарской (ныне это всё территория г. Каменска-Уральского). 22 или23 июля им поступил приказ об отводе частей для обороны Екатеринбурга. Исанкционированный большевиками вывоз материальных ценностей, продовольствия и грабежместных жителей усилился.

«Передотходом были расстреляны многие заложники, их тела лежали в плохо засыпанныхямах до прихода белых и чехословаков. На станции было выкопано тело протоиереяВасилия Победоносцева, убитого 23 июля за то, что он пытался служить обедню ввоскресенье без разрешения совдепа» [30] .

Июльскиедаты в свете описываемых событий более логичны [31] .

Крометого, сам поминальный листок вводит читателя в заблуждение, поскольку в немприведены даты как по старому, так и по новому стилям [32] ,хотя при этом сообщается, что используется только старый стиль. Не надосбрасывать со счетов и возможные опечатки.

Отпеваниеи погребение протоиерея Свято-Троицкого собора Василия ВладимировичаПобедоносцева совершили четверо священников (в их числе Иоанн Спасский, НиколайБирюков , Павел Гресев), несколько диаконов и псаломщиков. Похоронили его «наприходском кладбище в братской могиле» вместе с другими убитыми [33] .

Откликнувшисьна желание шадринскаго духовенства почтить память мучеников-собратьев, погибшихот злодейских рук большевиков, и желая лично посетить места страданий и смертиубиенных и на местах выяснить обстоятельства этих печальных событий,Преосвященный Екатеринбургский Григорий 20 августа 1918 года (по старому стилю)выехал в Камышловский и Шадринский уезды. В ходе поездки архипастырь посетил иКаменский Завод, где был встречен многочисленным собранием народа. 21 августаон служил всенощную в Спасо-Преображенском женском монастыре , ограбленном большевикамина 20000 рублей. А на следующий день, при большом стечении каменцев, в соборе быласовершена литургия и затем панихида на братской могиле, в которой погребен о.Василий Победоносцев и другие убиенные [34] .

«После прихода белых, в1918-19 годах в Каменском Заводе работала след­ственная комиссия, являвшаясяотделением Камышловской уездной следственной комиссии, созданной попостановлению Временного Сибирского правительства от 20 июня 1918 года.Комиссия рассматривала факты и привлекала к ответственности лиц, замешанных вбольшевистском движении.

В частности устанавливалисьучастники демонтажа оборудования чугуноплавильного завода, поджога Байновскогомоста, захвата заложников из числа состоятельных жителей, похищенийобщественных денежных касс, нарушения покоя насельниц Преображенского монастыряи других злодеяний красногвардейцев.

Наиболее громкое дело –расследование убийств красными около станции Синарской каменского батюшкиВасилия Победоносцева и колчеданских священно- и церковнослужителей. Самоследственное дело не найдено. Однако по сохранившимся в архиве Свердловского обкомапартии воспоминаниям каменца П.Цикарева известно, что каменская комиссияарестовала и отправила в Камышловский уездный суд некоего Ивана Исакова и ещенескольких человек, подозреваемых в избиении и казни священнослужителей.Уездным судом они были признаны виновными и приговорены к 20 годам каторжныхработ. Но, по слухам, при этапировании Иван Исаков и еще четверо каменцевпогибли при загадочных обстоятельствах. Цикарев утверждает, что они былирасстреляны в селе Никольском, что в 17 верстах от города Камышлова» [35] .

СвященномученикВасилий Победоносцев причислен к лику святых решением Святейшего Патриарха иСвященного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года попредставлению Екатеринбургской епархии. День его памяти по церковному календарюпо состоянию на сегодняшний день – 10/23 июня.

Священномученик Василий, моли Бога о нас!

Икона Священномученика Василия

В августе 2015 года в Свято-Троицком соборе Каменска-Уральского появилась новая икона - образ священномученика Василия Победоносцева.

Икону по благословению владыки Мефодия, епископа Каменского и Алапаевского, написал иерей Ростислав Новицкий, клирик Каменской епархии, художник по образованию.

За основу он взял фотоснимок притча собора начала ХХ века. Это изображение он переработал в иконописной манере. Сначала, сделав рисунок, получил благословение владыки, а потом написал икону. Работа продолжалась несколько месяцев, начиная с конца лета прошлого года, перед Великим постом была закончена.



[1] Жития святых Екатеринбургской епархии. - Екатеринбург, 2008. - С. 78-80.

[2] Справочная книга всехокончивших курс Пермской Духовной семинарии. - Пермь, 1900. - С. 66.

[3] Справочная книжкаЕкатеринбургской епархии на 1915 год. - Екатеринбург, 1915. - С. 92-93.

[4] Справочная книжкаЕкатеринбургской епархии на 1904 год. - Екатеринбург, 1904. - С. 181-183; Справочнаякнижка Екатеринбургской епархии на 1905 год. - Екатеринбург, 1905. - С. 213.

[5] Адрес-календарь Пермскойепархии на 1877 год. - Пермь, 1877. - С. 26, 57. Некоторые округа в дальнейшемподвергались территориальным изменениям.

[6] Пермский епархиальныйадрес-календарь на 1882 год. - Пермь, 1882. – С. 160; Пермский епархиальныйадрес-календарь на 1885 год. - Пермь, 1884. - С. 179; Адрес-календарьЕкатеринбургской епархии на 1887 год. - Екатеринбург, 1887. - С. 105.

[7] Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1890. – 28 апр. (№ 16). – С. 357. – (офиц. отд.).

[8] Если не оговорено особо, то даты даны по старомустилю.

[9] Екатеринбургские епархиальныеведомости. – 1890. – 27 окт. (№ 42). – С. 974-976. – (неофиц. отд.).

[10] Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1891. – 4 мая (№ 17). – С. 379. – (офиц. отд.).

[11] Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1892. – 18 июля (№ 29). – С. 731. – (офиц. отд.).

[12] Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1894. – 13-20 авг. (№ 33-34). – С. 821. – (офиц.отд.).

[13] Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1895. – 27 мая (№ 22). – С. 535. – (офиц. отд.).

[14] Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1896. – 29 июня (№ 26). – С. 664. – (офиц. отд.).

[15] Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1897. – 16 окт. (№ 20). – С. 473-476. – (офиц. отд.).

[16] Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1898. – 16 апр.-1 мая (№ 8-9). – С. 209. – (офиц.отд.).

[17] Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1898. – 1 июня (№ 11). – С. 287. – (офиц. отд.).

[18] Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1899. – 1 июля (№ 13). – С. 304. – (офиц. отд.).

[19] Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1905. – 16 мая (№ 10). – С. 215-216. – (офиц. отд.).

[20] Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1907. – 15 июня (№ 23). – С. 295-296. – (офиц. отд.).

[21] Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1906. – 16 апр. (№ 8). – С. 113. – (офиц. отд.).

[22] Справочная книжкаЕкатеринбургской епархии на 1909 год. – Екатеринбург, 1909. – С. 145-146.

[23] О. Петр упоминается вКаменском Заводе также и в 1905 г. // Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1905год. – Екатеринбург, 1905. – С. 212-214.

[24] О. Петр былутоплен большевиками в реке Туре вместе с епископом Гермогеном (Долгановым) около полуночи с15 на 16 июня 1918 г. Причислен к лику святых в 2000 г. по представлениюТобольской епархии.

[25] Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1912. – 11 марта (№ 11). – С. 252. – (неофиц. отд.).

[26] Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1912. – 26 авг. (№ 35). – С. 387-388. – (офиц. отд.).

[27] ЦДООСО. Ф.76. Оп.1. Д.780.Л.127.

[28] Помянник 1919 года // ГААОСО. Ф.1. Оп.2. Д.16854.Л.50.

[29] Метрическая книгакаменского Свято-Троицкого собора за 1918 год. – С. 231. – Часть 3.

[30] Кручинин А.М. Изменчивоесчастье войны.. – Екатеринбург, 2012. – С. 67. Здесь все даты даны по новомустилю.

[31] Необходимо полнееисследовать обстоятельства и дату смерти.

[32] Например, дата смерти о.Петра Корелина указана 28 июня.

[33] Приходское кладбище в товремя, как известно, располагалось возле Покровской церкви (на горе). Но не всетак просто. Необходимо проанализировать метрическую книгу, чтобы точноопределиться с местом захоронения (на горе или возле собора), и чтобыпопытаться выявить захороненных вместе с о. Василием людей.

[34] Тобольские епархиальныеведомости. – 1918. – 10(23) окт. – 1(14) нояб. (№ 26-27-28). – С. 249-250. –(часть неофиц.).

[35] Тайны Старого Каменска //Каменскийрабочий. – Каменск-Уральский, 2007. – 8-9 февр. (№ 15 (19189)). – С. 9.

С работой «Неполный анализ одной фотографии» можноознакомиться в краеведческом отделе библиотеки им. А.С. Пушкина.

P.S. Когда этот материал готовился к публикации, сталоизвестно, что на основании новых данных Комиссией по канонизации святыхЕкатеринбургской митрополии подготовлено обоснование для переноса даты памятисвященномученика Василия с 10 июня (23 июня по н.ст.) на 10 июля (23 июля пон.ст.).


Источники:

Вестник краеведа №5

Сайт Каменской епархии

21:47
2786
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все права защищены © "Каменск-Уральский. Страницы Истории" 2015-2019
При использовании информационных материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки не закрытой от поисковых систем.

Яндекс.Метрика