Статьи
Наиболее полный электронный архив исследовательских статей и материалов о Каменске-Уральском, отражающих историю города в разные периоды его существования.
Многим, интересующимся историей Урала, знакомы труды Василия Никифоровича Шишонко. Он собирал разнообразные публикации и сведения по теме, а затем помещал их в свое многотомное издание «Пермская летопись». Источники были разные, в том числе содержащие домыслы и ошибки.
В статье представлен обзор изданий, выпущенных каменским краеведом Д.М. Анчуговым в период с 2016 по 2018 год.
Катайский район связан с Каменском-Уральским исторически, географически и экономически. Немалое число жителей нашего города имеет родословные корни из Катайского района. Вот и мои предки тоже проживали в этой местности.
2 сентября Православная Церковь молитвенно отмечает перенесение мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. По старому стилю это 30 августа. В этот день, 153 года назад, в Каменском Заводе появился необычный памятник. Монумент из мрамора был установлен в самом центре заводского поселка: на Торговой площади, к западу от Свято-Троицкого храма.
Компьютерные технологии прочно закрепились в нашей жизни. В том числе не обходится без них и историко-краеведческая работа. Мало кто уделяет внимание правильному сохранению информации.Чтобы избежать потери файлов предлагаю вашему вниманию несколько советов исходя из своего личного опыта.
Каменск-Уральский – город «крылатого» металла. Недаром этот символ отражен на гербе. Но помимо алюминия были в истории Старой Красногорки и другие «крылатые» страницы. О них и пойдет речь.
Последние годы принесли немало краеведческих открытий, которые обогатили историю города и добавили новые страницы в его летопись. В то же время наметилась тревожная тенденция, когда ошибки, заблуждения и вымыслы принимаются за истину. Об этом и поговорим.
История Каменска-Уральского началась с заимки Далматовского монастыря, которая в некоторых публикациях названа Железенским посельем. Кого же считать основателем Железенского поселья и, соответственно, города Каменска-Уральского?
О том, как небольшая книжка священника о. Иоанна Яковкина приоткрыла еще одну страницу из истории каменского Свято-Троицкого собора.
Местные исследователи обратили внимание на рисунок (гравюру) Каменского Завода начала XVIII века, помещенный в книге Н. Витсена. До этого времени данное изображение хотя и публиковалось в изданиях каменских краеведов, но в урезанном и некачественном виде. Но никто из наших краеведов (насколько мне известно) не посвятил этому рисунку отдельной статьи. А, между тем, это знаковое изображение. И о нем стоит поговорить особо.
Читая очередной материал по истории Каменска-Уральского, как правило, меня опять постигает разочарование. Ну когда же мы научимся правильно писать наименование Каменского Завода? И почему-то никто не обращает на это внимание. Давно хотел об этом сказать, поэтому решил здесь привлечь к этому вопросу внимание, прежде всего, историков и краеведов.
Интересное это занятие – рассматривать карты. Можно «попутешествовать» в далекие края, а можно просто… «сделать открытие». Таким открытием для меня стало наличие в нашем городе меридиана 62 градуса восточной долготы (именно целого числа, без долей). Правда, эта линия проходит всего лишь по восточной окраине Каменска-Уральского, но от этого она не стала менее значимой.
В мою бытность учеником средних классов в нашей среде гуляло такое ироничное выражение: «Портовый город Монастырка». Основанием для этой шутки служила паромная переправа, связывающая Красногорский район с деревней Монастырка.
Но шутки шутками, а перспективы обрести свой порт у Каменска, оказывается, все же были.
При восстановлении Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Волково в 1988 году появилась мемориальная плита со следующим текстом: «Церковь Покрова Божьей Матери была построена в 1914-1916 г. в честь павших воинов в Отечественной войне 1812 г...» И только в 2011 году при тщательном изучении стен храма стало понятно, что в тексте допущена ошибка.
Новый генплан 2008 года радует глубокой проработкой дорожно-транспортной темы. Он вобрал в себя всё лучшее, что было наработано в предыдущих планах, начиная с 1948 года. По совокупности новых объектов он просто поражает воображение. Кратко по нему пробежимся.
Генплан 1948 года дал толчок комплексному развитию Каменска-Уральского, и уже в первое десятилетие были проведены большие работы: реконструкция Байновского моста и плотины на Каменке, строительство двух путепроводов на железнодорожной ветке челябинского направления.
Мосты – соединяющие звенья. Они сближают, связывают и, в конечном итоге, развивают территории…
После окончания Великой Отечественной войны люди вернулись к мирной жизни. Стояли задачи не только восстановить разрушенное, но и развивать существующее.
На примере Каменска-Уральского можно сказать, что решались не только текущие проблемы, но создавались действительно перспективные программы на десятилетия вперед.
5 декабря 2020 г. на конференции «Каменские чтения» старший научный сотрудник краеведческого музея Любовь Васильевна Зенкова в своем докладе «Берега Исети: экскурс в прошлое» сделала довольно громкое заявление. Оказывается, что «Эскизный проект планировки и реконструкции соцгорода УАЗа. Генеральный план застройки» 1943 года содержит рисунок первоначального проекта железнодорожного моста архитектора В.А. Росновского. Причем сам мост на тот момент вот уже несколько лет, как эксплуатировался (сдан в декабре 1940 г.).
История деревни Байновой непосредственно связана с Каменским заводом, который после своего возникновения дал толчок к заселению окрестных земель. Центральным местом Байновой считалась площадь, на которой находилась часовня.
Каменская земля имеет своих святых. Один из них – священномученик Василий Победоносцев. В настоящее время имеется его жизнеописание, подготовленное сотрудниками Комиссии по канонизации святых Екатеринбургской епархии. Но хочется его уточнить и дополнить фактами из жизни о. Василия, а также обозначить ряд моментов, которые пока слабо проработаны.