Аркадий Бирюков – выбор пути

65
Автор:
В.Ф. Демидов
Аркадий Бирюков – выбор пути

В семье Павла Васильевича Бирюкова, псаломщика Покровской церкви села Першино Шадринского уезда, было 8 сыновей и 2 дочери. Псаломщики получали жалованье 100-125 рублей в год, поэтому жили небогато, в основном за счет собственного хозяйства. Аркадий Павлович был третьим сыном в семье. Он родился 23 февраля 1892 года. Окончил 4-х классное Камышловское духовное училище, затем Пермскую духовную семинарию. Дальше предстоял выбор – идти в священники или получить светское образование. В 1912 году Аркадий Павлович, по примеру старшего брата Владимира Павловича, поступил в Казанский ветеринарный институт. Ветеринарные врачи в ту пору были востребованными специалистами, а плата за обучения была значительно ниже, чем в университете. Аркадий учился, зарабатывая на жизнь пошивом и ремонтом обуви. Из-за тяжёлых условий у него открылся легочный туберкулез, поэтому учебу в институте в начале 1913 года пришлось бросить.

3 февраля 1913 года «бывший студент», как записано в метрической книге Новоторжской Макарьевской церкви Шадринского уезда, обвенчался с Н.Г.Ляпустиной, дочерью местного священника Григория Ляпустина. Нина Григорьевна в 1911 году окончила Екатеринбургское женское епархиальное училище и получила звание домашней учительницы. Семья Ляпустиных была состоятельной, и родители не хотели отдавать дочь за малообеспеченного человека, но Нина Григорьевна заявила: «Всё равно пойду за Аркашку!». 

Изображение


Родители смирились с решением дочери, поскольку будущий зять решил стать священником, чтобы содержать семью. Что он вскоре и сделал. Позднее в своей автобиографии А.П.Бирюков напишет, что он принял сан священника в связи с началом 1-й мировой войны, чтобы избежать воинской службы в царской армии. Но это, видимо, была отговорка перед новой властью. Вначале Аркадий Павлович служил священником в церкви села Шмаковского Ирбитского уезда, затем его перевели в Катайскую Богоявленскую церковь. Служба давала семье некоторый достаток, особенно в богатом Катайском приходе.

Весной 1918 года начавшаяся в России гражданская война надвинулась на Урал. 24 мая 1918 года начался мятеж 40-тысячного чехословацкого корпуса, при попытке его частичного разоружения. 26 мая чехословаками был захвачен Челябинск. К этому времени в Кургане скопилось 6 воинских эшелонов, в которых находилось 2700 легионеров. 31 мая они захватили железнодорожную станцию. Выступление чехословацких войск стало сигналом для местных антибольшевистских сил, которые при помощи легионеров 2 июня взяли власть в Кургане, затем перешли в наступление на Шадринск. Наступление велось от станции Мишкино (железнодорожной ветки Шадринск-Курган ещё не существовало).

Белым войскам противостоял формировавшийся в Шадринске с марта 1918 года 4-й Уральский полк Красной Армии численностью около 700 человек, пополненной ротой бойцов-интернационалистов (преимущественно из пленных мадьяр) и небольшими отрядами добровольцев.

29 июня 1918 года отряд чехословаков, поддержанный белыми добровольцами из Кургана и шадринской эсеровской дружиной (120 человек), внезапным ударом занял железнодорожную станцию и часть города Шадринска. 4-й Уральский полк, прикрывавший город со стороны Челябинского тракта, ночью выбил чехов из города, но овладеть станцией не смог. Утром следующего дня части полка покинули Шадринск и отошли к северу, в направлении Ольховки.
Небольшая часть полка по железной дороге отступила к станции Далматово. Здесь к «уральцам» присоединились: дружина добровольцев из села Верхняя Теча (308 чел.) под командованием Т.Г.Анчугова, каменский отряд Васильевского (150 штыков) и отряд латышей (100 штыков). У красных войск имелась 1 гаубица и 2 вооруженные платформы (1 пушка и 8 пулеметов). Шадринскую группировку белых войск усилил прибывший из Омска 2-й Степной полк, состоявший в основном из офицеров. 8 июля белые войска начали наступление в западном направлении и 9 июля тремя колоннами подошли к Далматову. В ходе боев за Далматово 10 и 11 июля 1918 года красные войска нанесли тяжелые потери противнику (св. 300 чел.), потеряв 104 человека убитыми и ранеными. Ввиду отступления красных войск на других направлениях части 4-го Уральского полка вечером 11 июля начали отход к Катайску.
В это время в Катайске из добровольцев Катайской и соседних волостей формировался 1-й Крестьянский коммунистический полк (впоследствии полк «Красных Орлов»). После непродолжительного боя у села Боровского 21 июля 1918 года красные части оставили Катайск и отступили к Каменску. Фронт откатывался на запад.

Гражданская война – это война без тыла. В тылу, а особенно в прифронтовой зоне, также лилась кровь.10 июля 1918 года в Далматове красноармейцами были убиты 2 священника Николаевской церкви, а дьякон этой церкви увезен на станцию Катайск, где также был убит. Затем убийства священнослужителей продолжилась. 13 июля был убит священник Катайской Троицкой церкви А.К. Введенский. 14 июля 1918 года красноармейцами 4-го Уральского полка в селе Боровском был убит священник местной церкви А.Н. Гаряев. Чем же была обусловлена такая жестокость в отношении служителей церкви?
В начале XX века православная церковь активно участвовала в политической жизни страны. Священнослужители становились членами политических партий и участвовали в работе разных выборных учреждений, начиная с уездных земских управ и вплоть до Государственной Думы. Некоторые состояли в самой многочисленной в России партии эсеров, а именно эсеры, утерявшие власть в результате октябрьского переворота, стали инициаторами гражданской войны. В Зауралье причиной недовольства многих священников стало решение Шадринского VI уездного съезда рабочих, крестьянских и солдатских депутатов о конфискации всей земли хозяйственного значения у нетрудовых хозяйств (церквей, монастырей и т.д.), принятое в марте 1918 года. С началом боевых действий некоторые служители церкви стали активно помогать белым войскам, но карательные меры коснулись массы священников, занимавших нейтральную позицию.

Одним из поводов для жестоких действий против служителей церкви стали события в Далматове. Вечером 9 июля белые части подошли к окраине города. Под покровом сумерек они готовились к решительной атаке. Конная разведка белых не обнаружила ничего подозрительного. Между тем, наступающих ожидали красноармейцы, укрытые в окопах, замаскированные пулеметы и гаубица, готовая к бою.
Красноармеец 4-го Уральского полка А.Н. Грязных вспоминал: «Наши сторожевые посты заметили сначала конную разведку, а потом и цепь… Соблюдая тишину, зорко глядим мы в сторону неприятеля, дожидаясь, когда цепь подойдет ближе. Тихо везде. Уже сумерки. Вот еще несколько десятков сажен, и мы откроем огонь. Вдруг колокольный звон нарушил зловещую тишину и цепь рассеивается». Внезапный колокольный набат остановил цепи наступающих! Они залегли, затем стали отходить. Бой закончился перестрелкой. Таким образом, белым войскам удалось избежать разгрома.

Выломав двери, разъяренные красноармейцы обнаружили внутри церкви священников В.М. Сергеева и А.В. Сидорова и дьякона В.И. Ситникова. Последние видели приготовления красных войск к обороне и решили колокольным звоном предупредить белых о засаде. Что им и удалось. Расправа была короткой. Обеих священников тут же убили, а дьякон В.И. Ситников был схвачен, увезен на станцию Катайск, где был расстрелян.
Эта история имела продолжение. Ночью с 12 на 13 июля в Катайске с колокольни Троицкой церкви раздались удары колокола. Расстояние от дома купца Петрова, где находился штаб красного полка, до Троицкой церкви было не более 400 метров. Взвод конной разведки быстро доставил в штаб церковного сторожа, звонившего в колокол, и священника А.К. Введенского, обнаруженного в алтаре церкви. После допроса командиром полка П.Н. Подпориным священник был расстрелян. По свидетельству комвзвода конной разведки М.А. Истомина, Введенский признался, что следил с колокольни за лодками, которые из Далматова перевозили оружие через Исеть около села Черемисского, и дал сигнал своим сторонникам, что оружие доставлено.

После боя в Далматове красные войска отошли в Катайск. Рота мадьяр из 4-го Уральского полка расположилась в селе Боровском, что в 4-х верстах восточнее Катайска. 14 июля 1918 года, в праздник святых Косьмы и Дамиана, в местной Никольской церкви священник А.Н. Гаряев венчал 2 пары новобрачных. Венчание в честь праздника завершилось колокольным звоном. Услышав колокольный звон и памятуя о далматовских событиях, мадьяры ворвались в церковь, схватили священника и повели его за село. А.Н. Гаряев был убит и закопан в соседнем лесу.
Аналогичная трагедия произошла в селе Травянском, что близ Каменска. 21 июля 1918 года благовест в честь праздника «Явление иконы Казанской Богоматери» в местной церкви чуть ли не вызвал панику среди красноармейцев, ночевавших в Травянке. Затем последовала расправа. Священник А.И. Попов и 8 других служителей церкви были схвачены красноармейцами и после издевательств убиты. В этом трагическом событии участвовали и местные жители (некий Лёнька Зуев), возможно с целью грабежа.

А, что же, священник Аркадий Бирюков. В биографических статьях указывается, что с осени 1917 года он учился на медицинском факультете Пермского университета. Это неверно. В тот период Аркадий Павлович не мог оставить жену на последних месяцах беременности одну и без средств существования для жизни. 16 октября 1917 года у Бирюковых родилась дочь Вера, а Аркадий Павлович продолжал служить священником в Катайске.
Летом 1918 года А.П. Бирюков становится свидетелем страшных событий. 10 июля он совершает обряд крещения в соседнем селе Корюково, в местной церкви, потому, что корюковский священник А.С. Меркурьев накануне был убит какой-то бандой. Через день после возвращения домой А.П. Бирюков с ужасом узнает о гибели священника А.К. Введенского, а затем об убийстве в соседнем селе Боровском священника А.Н. Гаряева. Существует непосредственная угроза жизни Аркадия Павловича, ведь от Богоявленской церкви, где он служит, до штаба красного полка всего 150 метров. Но красноармейцы не трогают молодого священника: беден и некорыстен. А вскоре они оставляют Катайск.
Служить священником в условиях гражданской войны стало опасно, поэтому Аркадий Павлович решил сменить профессию. Это он смог сделать только осенью 1919 года, когда на Урале закончились бои. Жену с дочерью он перевёз к своим родителям в село Першино и направился в Пермь, где поступил на медицинский факультет Пермского университета. Его жена, Нина Григорьевна, имевшая необходимую подготовку, какое-то время работала в Першине дантистом. В 1921 году она умерла от тифа. Дочь Веру на время учёбы Аркадия Павловича взяла на воспитание Александра Васильевна Словцова, их родственница (свояченица его брата Павла Васильевича). Она работала учительницей в селе Першино и воспитывала двух детей (сына Бориса -5 лет и дочь Тамару – 8 лет). Ее муж, священник, был расстрелян в 1917 году.

Это было тяжелое, голодное время, особенно 1921-1922 годы. Американская благотворительная организация АРА помогала семьям с детьми. В Першине волонтёры из АРА выпекали хлеб, готовили какао с молоком. Дети — Боря, Тамара и Вера ходили с чайником на пункт раздачи. Получали на день несколько кусочков хлеба. Всем удалось выжить…

В 1924 году А.П. Бирюков окончил университет и в этом же году женился на А.В. Словцовой, усыновив её детей. 2 октября 1924 года Аркадий Павлович был назначен врачом-ординатором Катайской районной больницы. Бирюковы поселились на втором этаже старой земской больницы. Получив хорошую подготовку по детским болезням, в марте 1925 года Аркадий Павлович организовал при больнице женско-детскую консультацию (одну из первых в Курганской области). 1 ноября 1925 года он перевелся в Шадринск, где стал заведовать Шадринской окружной* женско-детской консультацией.
Дальнейшая жизнь А.П. Бирюкова достаточно известна. Это врачебная деятельность в лечебных учреждениях города Шадринска и Шадринского района до 1962 года, исключая время службы в Красной Армии, работу в госпиталях в Читинской области в годы войны.

Изображение


Несмотря на заслуги в области здравоохранения, А.П. Бирюков более известен как садовод. Многие жители нашего региона занимаются садоводством и каждую осень снимают обильный урожай яблок, вишни, сливы и другой благодати. Большинство из нас предпочитают есть фрукты, выращенные в местных садах, так как они более свежие, вкусные и без консервантов. Этой возможностью мы обязаны Аркадию Павловичу Бирюкову. По приезду в Шадринск он сразу занялся садоводством, в апреле 1926 года заложил плодовый сад на своём участке. В 1932 году им организован Опорный пункт Уральской зональной опытной станции по садоводству, в 1939 году реорганизованный в Шадринский плодопитомник. В 1936 году Аркадий Павлович заочно окончил Мичуринский плодоовощной институт, получил диплом агронома-садовода. С 1946 года активно занимался селекционной работой в садоводстве. Им испытано около 500 сортов плодовых деревьев и кустарников, выведено 60 зимостойких сортов яблонь, вишен и сливы.
Будучи тяжело больным, он продолжал трудиться, сдал кандидатский минимум. Незадолго до смерти подал свою кандидатскую диссертацию по садоводству в ВАК. Вызов на защиту пришел после его смерти. А.П. Бирюков умер 29 июня 1969 года.
Сады в зоне Среднего Урала и в Зауралье – это наследие А.П. Бирюкова.

Примечания:

* Свояченица – сестра жены.
** Шадринский округ Уральской области, в который входили Каменский и Катайский районы, существовал в 1923-1930 годах.

1. Бирюков А.П. Шадринский госархив. Ф.Р-1043, Оп. 1, 1912-1969 г.г.
2. Житие пресвитера священномученика Аркадия Боровского (Гаряева). /Сост. Г.А.Кротова, А.В.Печерин. – Екатеринбург: Б и., 2007. – 37 с.
3. Кашеваров М.С. Красные странички из истории 4-го Уральского полка (Далматовский бой 11 июля 1918 г.). Издательство: Шадринск: Гостипография, 1928. – 30 с.
4. Истомин М.А. Воспоминания. Катайский краеведческий музей. Фонд Луценко, Оп.1, С. 3-8.
5. Осинцев Л.П. Имён связующая нить: (зап. краеведа). – Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во, 1988. – 204 с.
6. Пашков А.А. Борьба за власть в Шадринском уезде Пермской губернии, 1917-1920 г.г. – Шадринск: Издательство ОГУП «Шадринский Дом Печати», — 2007. – 296 с.
7. Печерин А.В. Священномученики Курганской Епархии./Православие на Урале: вехи истории: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Уральское церковно-историческое общество. Екатеринбург, 2012. – с. 131-136.
8. Чумакова Э.Е. Вера Аркадьевна Бирюкова: события жизни. Екатеринбург: УГТУ-УПИ. — 2009. – 72 с.
Нет записей

При использовании информационных материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки не закрытой от поисковых систем.

Я принимаю условия «Пользовательского соглашения» и даю своё согласие на обработку Администрацией сайта "Каменск-Уральский. Страницы Истории" персональных данных и cookies.