Школа-интернат № 27. Начало пути.
История Основной школы № 27 начинается в августе 1956 года, когда по решению XX съезда Коммунистической партии Советского Союза была открыта «Каменск-Уральская школа – интернат № 1» в здании по улице Попова. В школе обучалось около сотни детей, оставшихся сиротами после войны и дети из детских домов. Попадая сюда из деревень, где многие спали на полу, на фуфайках и ими же укрывались, где младшие дети донашивали одежду старших, дети, как будто, попадали в сказку. У каждого ребенка на кровати, покрытой новым покрывалом, лежала сложенная стопкой одежда: повседневная, нарядная, спортивная. В комнатах на полу лежали персидские ковры, на которых – куклы, грузовички, игрушечная посуда, мячи….
Первым директором школы был Соколов Иван Тихонович. Он создал особый коллектив учащихся и педагогов, жизнь которого сравнивали с трудовой колонией Антона Семеновича Макаренко. Позднее, об «уральском Макаренко» писали в газетах и журналах города. Из поколения в поколение рассказывали о нем легенды. О том, например, как Иван Тихонович пришел в горком партии и стукнул по столу секретаря горкома дырявыми детскими башмаками, спрашивая: «Вы ждете, пока у ботинок вашего сына завершится срок носки, или все-таки, покупаете ему новую обувь?»
Сколько времени директор, учителя и воспитатели проводили со своими воспитанниками, знают только они. Зинаида Дмитриевна Соловьева, Роза Николаевна Жернякова, Галина Васильевна Рыбникова, Лия Абрамовна Фиш, Таисья Ильинична Гребнева, Борис Самуилович Агронов работали с подъема до отбоя. Работали, потому что любили детей! А каким строгим казался учитель математики Давид Самсонович Фаермарк, автор книги про интернат «Задача пришла с картины». Получить даже оценку «хорошо» у этого учителя было великим счастьем.
Каменск-Уральская школа – интернат № 1 в здании по улице Попова.
В первые годы работы школы, помимо учебных кабинетов были фотолаборатория, слесарная и швейная мастерские. Решением бюро комсомола был создан школьный комбинат. Это был отдельный цех, в котором воспитанники делали рубанки, молотки, пилы, ключи, ножницы…, а для подшефного детского садика — игрушки, столики, лопатки…. Все должности в цехе занимали сами ребята. Здесь был директор, главный инженер, начальники участков, отдел технического контроля, руководитель отдела кадров. «Работники» цеха работали очень добросовестно, без опозданий и пропусков по неуважительным причинам. Не было проблем, кто отремонтирует стул, школьную парту…
Порядок в школе поддерживали дежурные сводные отряды, в каждом из которых были учащиеся из разных классов. Они следили за закладкой продуктов в столовой, накрывали на столы, дежурили на лестничных площадках и в коридорах, проверяли чистоту в спальнях и классах. Нарушителей дисциплины, а их было очень мало, приглашали на заседания совета школы. Здесь обсуждались разные вопросы: какую технику- швейную или слесарную купить на заработанные деньги, какой отряд лучше всех дежурил и какой класс был лучшим в учебе… После поездок в гости в Свердловск к курсантам Суворовского училища, дисциплина в интернате становилась еще лучше.
Трудовые традиции, заложенные Соколовым И.Т., были продолжены директором Запеваловым Михаилом Поликарповичем (1958-1960гг.). В это время педагоги и учащиеся уже находились в новом здании, которое располагается на пересечении улиц Октябрьская и Калинина.
На одном из заседаний совета школы было принято решение взять шефство над Байновским садом, ранее принадлежавшем колхозу. Учащиеся, объединенные в трудовые отряды, выращивали там морковь, свёклу, картофель, редиску для школьной столовой, ягоды, фрукты. Для охраны сада выделялась группа ребят посильнее. И если им нужна была помощь, то прибегали ребята из интерната. Яблоки, краснобокие ранетки, собранные ребятами, с гордостью продавали горожанам в самодельных бумажных кульках прямо около школы, иногда даже увозили в Свердловск. На вырученные деньги покупали одежду, спортивный инвентарь, путевки в Москву для лучших ребят.
Были созданы все условия для успешного выступления воспитанников в ежегодных районных и городских смотрах художественной самодеятельности. В школе действовал большой хор, в котором пели и девочки и мальчики, под руководством Огневой Евгении Борисовны, а также духовой и струнный оркестры, кукольный и теневой театры, цирк. Ежегодно коллектив учащихся занимал призовые места. За активное участие в художественной самодеятельности и хорошие результаты в учебе, труде и спорте воспитанникам предоставлялось право открывать районные демонстрации в ноябре и мае месяцах, а также школу награждали поездками в Москву, Волгоград, Севастополь. В путешествия отправлялись самые лучшие классы. А с оперой «Муха Цокотуха» ребята выступали даже на Свердловском телевидении.
В 1958 году в школе была создана «Секция туризма». Альбомы с отчетами о турпоходах в с. Колчедан, Ильменский заповедник, с. Бекленищево, по местам Бажовских сказов хранятся в музее.
Школа, как одна большая семья жила интересной жизнью. Каждый день приносил что-то новое и необычное. И по сей день в школе жизнь полна насыщенных приключений, интересных мероприятий, смешных ситуаций. Она любимая, особенная и она всегда на высоте.
Библиографический список
1.Содействие, ежемесячная городская газета, № 2(108) 2001 г., с 1-2
2. Альбомы выпускников 1957, 1958, 1959, 1960 гг.
Карзухина Татьяна Фёдоровна,
Руководитель комплексного краеведческого музея Основная школа № 27