Герои и жертвы I-ой Мировой войны на страницах журнала «ОГОНЁКЪ»

73
Автор:
Б.А. Гижевский
Герои и жертвы I-ой Мировой войны на страницах журнала  «ОГОНЁКЪ»

С начала Первой Мировой войны прошло 100 лет, однако это эпохальное явление неизменно привлекает внимание современных историков, политиков, публицистов. По мнению ряда исследователей, Первая Мировая война открыла «эпоху катастроф», в цепи которой распад империй, Вторая Мировая война, социальные и антиколониальные революции, создание нового миропорядка. Эти события неразрывно связаны с войнами, агрессией, попранием гуманитарных прав человека. Среди потока материалов, посвященных 100-летниму юбилею начала Первой Мировой войны, выделяется направление, связанное с осмыслением гуманитарных аспектов этого грандиозного и трагического события. В современном обществе существует настоятельная потребность в понимании особенностей и причин агрессии, вооруженных конфликтов, нетерпимости на всех уровнях человеческого сообщества от объединений государств до сознания простого человека. Человек и война становится одной из важнейших тем гуманитарных исследований, что выражается в зримом движении от «истории генералов к истории солдата». Менталитет участников и современников Великой войны помогают нам понять художественные произведения, мемуары, наконец, личные письма людей того времени, однако эти источники имеют определенно выраженный индивидуальный характер. Периодическая печать предоставляет возможность выявить или, по крайней мере, обозначить типичное «усредненное» сознание социальных слоев, чьи идеи выражает печатный орган, и вместе с этим способствует осознанию гуманитарных проблем прошедшей эпохи. Газеты и журналы, публикующие репортерские сообщения от большого числа как штатных корреспондентов, так и непрофессиональных авторов с мест событий, создают мозаичную, но обширную картину текущих событий, что облегчает выделение значимых явлений и тенденций общественной жизни.

К таким изданиям относится журнал «Огонекъ» — один из первых иллюстрированных и самых распространенных журналов России в 10-е годы XX века. Как самостоятельное еженедельное издание журнал издается с 1908 г. В качестве иллюстрированного приложения к газете «Биржевые ведомости» «Огонекъ» известен с 1879 г. Издателем журнала являлся Станислав Проппер. Он же издавал одну из наиболее известных российских газет «Биржевые ведомости». Издательство позиционирует свои издания как «внепартийные, независимые органы прогрессивной русской общественности» и таким образом предназначает их для интеллигенции и просвещенных слоев российского общества. Тем не менее, круг распространения этого журнала намного шире, благодаря наглядности и доступности публикуемых материалов, а также сравнительно невысокой подписной цены. На 1915 г. годовая подписка журнала стоила 3 рубля. Для сравнения, подписная цена на год газеты «Биржевые ведомости» составляла 15 рублей, близкого по объему и формату журнала «Нива» — 9 рублей. О широком распространении журнала свидетельствует огромный по тем временам, рекордный для российских журналов тираж «Огонька», достигавший 700 тыс. экземпляров. В качестве примера рядового читателя этого издания приведем жительницу уральского городка Каменский Завод Агриппину Ивановну Чемезову – бабушку автора настоящей статьи. А.И. Чемезова имела начальное образование и по своему сословному положению относилась к сельским мещанам – распространенному сословию уральских заводских городков после реформы 1861 г. Журнал она выписала, когда ее муж (мой дед – Б.Г.) Дмитрий Михайлович был призван в действующую армию. По ее словам, она хотела быть ближе к обстановке, которая окружала ее мужа, больше знать о войне. Надо полагать, это была типичная ситуация для военного времени. Подшивка журнала «Огонекъ» за 1915 г. имелась в нашем распоряжении и послужила основой для подробного изучения содержания периодического издания того времени.

В 1914-1917 гг. «Огонекъ» выходил на 20 страницах в 1/8 печатного листа. Бόльшую часть объема занимали фотографии, рисунки, карты и панорамы районов боевых действий. Остальной объем составляли небольшие рассказы, стихи, как правило, на военные темы, краткие сообщения из мирной жизни. Практически отсутствуют редакционные и обзорные статьи. В отличие от таких изданий, как «Биржевые ведомости» и «Нива» в «Огоньке» не велась систематическая хроника военных действий, не публиковались официальные телеграммы. Под общим заголовком «Из действующей армии» приводятся все военные сообщения и иллюстративный материал на военные темы. Остальной материал не разделен на какие-либо рубрики. Мы посчитали нужным выделить наиболее существенные тематические направления. К таким направлениям мы отнесли следующие: 1. На передовой. Окопная жизнь (наиболее обширный раздел); 2. Союзники. На западно-европейском театре войны; 3. Герои и жертвы Отечественной войны 1914 г. (такой раздел существовала в журнале и мы отразили его в заголовке статьи); 4. Мирная жизнь. Тыл – фронту; 5. Реклама, юмор, карикатура. Приведем примеры и охарактеризуем материал каждого раздела.

Большинство сообщений из действующей армии отражают позиционный характер войны. Окопная жизнь действительно представлена фотографиями и рисунками траншей, наблюдательных пунктов, артиллерийских позиций. Описывается быт солдат, к примеру, нижние чины за приготовлением колбас, починкой сапог, солдаты на отдыхе, работа полевых пекарен. На солдата в день полагалось около 2 фунтов хлеба. В 1917 г. появляются фотографии заседаний полковых комитетов, землянок-читален. Фотографий реальных боев практически нет, что, конечно, связано с техническими трудностями фотографии того времени. Есть зарисовки очевидцев и рисунки художников, сделанные по рассказам участников событий. С редакцией журнала сотрудничали многие профессиональные художники. Рисунки лихих атак носят явно преувеличено победный вид. Часто встречаются фотографии молебней на передовой, а также групповые снимки офицеров и солдат. Большая часть фотоматериалов носит определенно постановочный характер. Это не относится к многочисленным изображениям разрушений и беженцам. Как пример постановочного материала, вынесенного на первую страницу, можно привести фотографию русских санитаров, оказывающих помощь на передовой раненным германцам («Огонекъ» №7, 1915 г.). Это отражает и отношение русских воинов к противнику, декларируемое редакцией. Не встречаются материалы, несущие неприкрытую ненависть или жестокость по отношению к врагу. Нередки достаточно миролюбивые изображения германцев, австрияк и турок. Дух рыцарства еще порой присутствует на страницах журнала. Все иллюстрации снабжены подробными подписями, часто встречаются редакционные комментарии, поясняющие изображения.

Наиболее успешным для России особенно в 1915 г. был Кавказский фронт и достаточно много материала посвящено войне с Турцией. Широко отмечается блестящая победа русских войск под Сарыкамышем. В этих сообщениях часто говорится о курдских иррегулярных отрядах как наиболее яростном противнике. Журнал постоянно информирует читателей о военных новинках. Приводятся рисунки и схемы, поясняющие устройство таких актуальных для того времени средств войны, как подводные лодки, цепеллины. Описываются технические новинки, такие, как пистолеты-пулеметы, ручные прожекторы, бронеавтомобили или забытые ныне стальные стрелы, разбрасываемые с аэропланов.

Заметное место на страницах журнала занимает информация о союзниках России в Первой Мировой войне и военных действиях на западно-европейском фронте. Союзники – французы, англичане, сербы – изображаются в неизменно доброжелательном духе. Симпатии русских особенно заметны по отношению к сербам. В многочисленных материалах о союзниках не встречаются признаки критики или претензий. Поражения и просчеты командования практически остаются не замеченными. Следует отметить, что это относится и к русской армии и, в целом, к описанию российской действительности военных лет. Журнал «Огонекъ» подробно описывает на протяжении нескольких номеров Дарданелльскую операцию союзников с приложением схем и панорам. Использование рельефных панорамных изображений мест боевых действий с расположением войск воюющих сторон популярно на страницах «Огонька», что создает весьма наглядную картину происходящих событий. Ближе к концу войны появляются материалы об итальянских союзниках. Часто встречаются фотографии военачальников, политических деятелей, членов королевских семей союзнических государств. Обилие информации о европейских союзниках России объясняются тесными связями редакции журнала с Европой, о чем сообщается на страницах журнала.

Герои и жертвы Отечественной войны 1914 года. Этот раздел является одной из примечательных особенностей журнала «Огонекъ» и, по-видимому, во многом способствовал его популярности. Под этим заголовком в каждом номере «Огонька» печатались фотографии убитых, раненных, контуженных, а также награжденных российских воинов. 

Изображение

Отсутствует категория пропавших без вести – наиболее трудно учитываемая категория жертв войны. К пропавшим без вести относился и мой дед (Б.Г.). Сведения о его смерти в австрийском плену дошли до семьи только после окончания войны. Раздел «Герои и жертвы Отечественной войны 1914 года» занимал 1-2 страницы в номере. В нем приводились фотографии от генералов до рядовых, но больше всего поручиков, прапорщиков – наиболее «расходный» офицерский состав. Обращает на себя внимание большое число немецких фамилий среди российских воинов, но присутствуют, конечно, фамилии и других народов Российской империи – кавказские, украинские, еврейские и другие. Фотографии героев и жертв войны обычно присылали в редакцию родственники и друзья, поэтому было мало надежд у тех, кто искал на этих скорбных страницах своих близких. К этому разделу, пожалуй, можно отнести и сведения о царствующей семье, имея в виду трагическую судьбу ее членов. Фотографии императора Николая II появлялись редко на страницах журнала. Несколько кадров относятся к посещению царем захваченной русскими войсками крепости Перемышль. При этом не заметны признаки особого почитания его особы. Возможно, это связано, в том числе, с либеральным характером журнала. Чаще на страницах «Огонька» появляется императрица Александра Федоровна с дочерьми, как правило, при посещении госпиталей. Нередко также печатались фотографии Марии Федоровны.

Патриотический дух и отношение к войне проявлялись не только в исполнении воинского долга солдатами, но и в участии в военных действиях таких категорий населения, как женщины и дети. Судя по частоте упоминаний о «сыновьях полка» (такой термин на страницах «Огонька» не встречается), присутствие детей на передовой было распространенным явлением. Описаны случаи и приводятся фотографии мальчиков 9-14 лет, участвовавших в боях. В «Огоньке» №20 за 1915 г. им посвящена целая страница: Степа Кравченко, 10 лет; М. Гончаров, убит; Закржецкий, 9 лет и др. Среди них есть и награжденные Георгиевским крестом. К таким юным героям относится Гурьев, 13 лет, а фамилия 12-ти летнего георгиевского кавалера почему-то не приводится, хотя есть описание его подвига. Приводится случай, когда малолетний сын воюет вместе с отцом. Разумеется, дети на войне описываются как герои, но нигде не звучит мысль о том, что война — это не для детей. Такое же отношение и к женщинам, добровольно ушедшим на фронт в строевые части. Речь идет не только о сестрах милосердия, фотографий таких сестер в белых передниках много на страницах журнала, а о женщинах, надевших солдатскую форму и взявших в руки оружие, и это было еще до формирования женских частей. Под заголовком «Славянская женщина на войне» в июньском номере за 1915 г. им посвящен целый разворот. Примечательная особенность, не понятная некоторым нашим современникам: женщины в солдатской форме брали себе мужские имена. К примеру, солдат «Антон Потемкин», молодая женщина. В подписи к фотографии имя и фамилия так и написаны в кавычках. «Анна Борманцева – уроженка гор. Астрахани; с начала войны прикомандировалась к кавалерийскому полку и несла, как кавалерист Иван Борманцев, разведочную службу». В этой смене имен проявляется менталитет русского общества того времени, гендерные различия в отношениях к войне.

Военнопленные – значительная категория жертв войны. Их судьбы еще мало изучены. Пленные на страницах «Огонька» появляются в самом начале войны. В 1915 г. приводятся фотографии уже целых колон пленных австрийцев, германцев и турок. Не чувствуется ненависти или презрения к пленным со стороны любопытствующей публики. Передвижение пленных по городским улицам не обставлялось как пропагандистский акт. Как известно, пленные в Первую Мировую войну жили достаточно свободно, на работы ходили по желанию. В хозяйстве моего деда (Б.Г.) в Каменском Заводе работали двое пленных австрийцев; они оставили о себе хорошее впечатление и даже передали некоторый свой опыт местным жителям. По данным Н.В. Суржиковой в Каменском Заводе в различных хозяйствах работало около двух десятков пленных. Надо сказать, что и в австрийском плену не всем русским жилось очень тяжело. Так, уроженец деревни Новый Завод П.И. Родионов по возращению домой не жаловался на свое пребывание в плену. Он работал в хозяйстве богатого бюргера и привез из плена свою фотографию вместе с хозяином. В журнале приводятся без описания подробностей несколько случаев возращения из плена русских людей во время войны. Причем, это были не только сестры милосердия, но и офицеры, как, например, адмирал Н.И. Скрыдлов. Ему «удалось, наконец, вырваться из германского плена, в котором он томился с начала войны». Из Германии он выехал по официальному немецкому документу, выданному комендантом Берлина.

В представлении событий, так или иначе связанных с Великой войной, журнал «Огонекъ» не мог обойти тему взаимосвязи тыла и фронта, хотя этой теме уделено сравнительно мало внимания. Лозунг «тыл – фронту», судя по материалам, представленным на страницах журнала, воплощался в жизнь почти исключительно передачей подарков представителями тыла солдатам и офицерам, участвующим в боевых действиях. Выражение «тыл – фронту» еще не звучало в то время на страницах «Огонька», это лозунг более поздней эпохи. В акциях передачи подарков находили свое выражение чувства моральной и материальной поддержки воюющим войнам со стороны различных слоев населения. В этих акциях, надо полагать, в пропагандистских целях нередко участвовали члены Государственной Думы, видные деятели, представители редакций газет и журналов, в том числе издатель «Огонька» С.М. Пропер. На фотографиях они представлены с повязками красного креста. Значительно чаще встречается информация о помощи раненным войнам в тыловых госпиталях. Фотографии сочувствующих и помогающих в окружении раненых типичны для страниц «Огонька». В этой деятельности участвовали, главным образом, женские организации и студенты-добровольцы. Во многих городах России открывались благотворительные столовые, питательные пункты для семей фронтовиков и инвалидов. Их деятельность также отражена на страницах «Огонька» в фотографиях и редакторских комментариях.

Нельзя обойти вниманием народные шествия и собрания по поводу различных событий. Понятен взрыв патриотического духа в самом начале войны, однако акции такого рода продолжались и в последующие годы. Ряд народных выступлений происходил в поддержку Сербии, собирались средства в пользу раненных и убитых сербских войнов. «Сербский день прошел с редким триумфом и воодушевлением: торжественные манифестации, шествия не мало содействовали материальному успеху сбора». Во многих городах России прошли многочисленные патриотические демонстрации по случаю взятия русской армией Перемышля в марте 1915 г.

Журнал «Огонекъ», следуя своим довоенным традициям, не обходит стороной и культурную жизнь России военных лет. Читателей постоянно информируют о выступлениях известных артистов, художественных вернисажах. На выставках «Мир искусства» выставлялись известные русские художники-авангардисты Натан Альтман, К.А. Сомов. Актуальная тема войны не звучит в произведениях мирискусников. Патриотическая и военная тематика в достаточной мере отражена на выставках передвижников. Интересны описания выступлений русских деятелей искусства за рубежом. В Англии русские артисты выступали с большим успехом с патриотическим спектаклем «Девушка-гусар». «Огонекъ» представлял себя как художественно-литературный журнал. Однако публикуемые им небольшие рассказы, очерки и стихи, связанные, как правило, с военно-патриотической тематикой, часто имеют сентиментальный характер и несут отпечаток некоторой провинциальности, что отражает в целом невысокий уровень литераторов и самодеятельных авторов. Тем не менее, в литературном отделе редакции числятся и известные имена, такие, как Сологуб, Гиппиус, А. Грин.

На страницах «Огонька» печатались портреты, сопровождаемые краткими комментариями, многих крупных российских и зарубежных деятелей, королевских особ. Это не относится к политикам стран Тройственного союза. Очень мало портретов русских военачальников, офицеров и солдат, снабженных подписями с фамилиями и званиями. По-видимому, это связано с цензурными ограничениями. С цензурой связано и полное отсутствие фактологических и численных данных. Не приводятся не только названия населенных пунктов расположения войск, глубина продвижения войск при успешном наступлении, но и даже число плененных врагов, например, при взятии Перемышля.
Последние две страницы в каждом номере журнала отводились под рекламу, юмор и карикатуры. Рекламным объявлениям отведена и 2-я страница еженедельника. Реклама в «Огоньке» тех лет весьма напоминает современную. Превозносятся новые медицинские средства, рекламируются железные бочки, всемирно известный Gillette («остерегайтесь подделок!»), граммофонные пластинки, к этому добавляются и непробиваемые панцири и пр. Реклама шла в ногу с прогрессом. Что заметно отличает рекламу тех лет от современной, это обилие предложений различной познавательной и полезной в практической деятельности литературы: всевозможные словари, самоучители, издания для детей и женщин.

Сатира и юмор отражают, в некоторой степени, общественные приоритеты, отношение людей к происходящим событиям и известным деятелям. Вот пример русского обличительного юмора: «1. Масло едет из России в Финляндию через Петроград … 2. из Финляндии в Швецию, а из Швеции 3… в Германию, где оно стоит дешевле, чем в Петрограде». Это сопровождается соответствующими рисунками. «Огонекъ» перепечатывал много иностранной карикатуры и надо сказать, зарубежная карикатура на общих врагов, заметно жестче, грубее в сравнении с российской. В тоже время в доброжелательном иностранном юморе Россия нередко сравнивалась с медведем, охватывающим чуть ли не половину северного полушария или с катком, накатывающим с востока на враждебные европейские страны, а с западной стороны на них набрасывалась стая собак, символизирующих Англию с ее флотом.

Хотелось бы отметить еще несколько сюжетов из журнала «Огонекъ» военных лет. В 1914 г. уже после начала войны русская шхуна «Герта» установила российский флаг на земле Франца Иосифа, принадлежавшей до этого Австро-Венгрии, и тем самым закрепила за Россией владение этим архипелагом. Русские моряки дали имя новой земле «архипелаг Романовых», но это имя официально не сохранилось. Помимо ратных подвигов русского воинства в 1917 г. «Огонекъ» описывает помощь, оказываемую армией крестьянам в уборке хлеба. Этот сюжет вынесен на 1-ю станицу августовского номера журнала за 1917 г. В это время в стране разворачивался экономический кризис, росли цены. Одним из немногих откликов журнала на экономические трудности была публикация цен на некоторые товары, которые возросли в 2-3 раза. Цена подписки на «Огонекъ» в 1917 г. выросла в 3 раза.

Журнал «Огонекъ» выражал патриотические, умеренно либеральные взгляды на войну, которую вела Россия в 1914 -1917 гг. Не отличаясь глубиной содержания, острым анализом происходящих событий, «Огонекъ» оставался востребованным изданием благодаря наглядности и доступности публикуемых материалов. Это был иллюстрированный народный журнал, который не терял своей популярности фактически до конца войны и привлекал русских людей, которые не только хотели закончить войну, но и победить в ней. 
Нет записей

При использовании информационных материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки не закрытой от поисковых систем.

Я принимаю условия «Пользовательского соглашения» и даю своё согласие на обработку Администрацией сайта "Каменск-Уральский. Страницы Истории" персональных данных и cookies.