Краеведческий квест как способ познания

68
Автор:
Т.А. Белоусова
Краеведческий квест как способ познания

В современное время в образовании наряду страдиционными подходами применяются творческие, инновационные технологии. Одной изтаких технологий является квест-игра, «квест»или «игра-поиск». 

Квесты используются как в образовательнойдеятельности, так и во внеурочной. Эта технология помогает учащимся в игровой формеусовершенствовать свои знания, самостоятельно найти и изучить информацию по теме,узнать что-то новое для себя. Квест-игра неразвлечение, а познание и обучение. 

При изучении истории города технологияквестов оказалась очень эффективной. Краеведческие квесты в деятельности Центра дополнительного образования стали уже традиционными. За шесть лет накоплен большойметодический материал по организации и проведению игр-путешествий «Знатоки родногокрая» и ежегодных краеведческих квестов, разработанных автором статьи и Рублевой Мариной Владимировной, методистами ЦДО.

Краеведческий квест как способ познанияистории города привлекает учащихся, родителей и педагогов. Знакомство с городом и егоисторией происходит в активной, увлекательнойформе на местности, в «реальности». Ценностькраеведческих квестов в «реальности» в возможности участия, как большой группы (класса,детского объединения), так и индивидуальногоучастия учащихся с родителями. 

Квесты и игры-путешествия носят более массовый характер по сравнению с краеведческими конференциями и различными конкурсамиисследовательских работ, т. к. не требуют объемной и длительной подготовки и оформленияисследовательских проектов. В то же времякраеведческие квесты предполагают поисковуюи исследовательскую работу учащихся: эссе,сочинения, интервью, изготовление макетов,встречи с интересными творческими людьми,отзывы о музеях и выставках и т. д. 

Городские игры-путешествия и краеведческиеквесты проходят при взаимодействии с организациями культуры, спорта, музеями предприятий, образовательных учреждений. Несколькомероприятий проведено совместно с Центромразвития туризма, городским краеведческиммузеем имени И. Я. Стяжкина, Центром дополнительного образования Каменского городскогоокруга, библиотеками города и района и другими организациями. По итогам мероприятийпобедители и призеры получают пригласительные билеты на различные экскурсии или мастер-классы. 

Городская игра-путешествие «Знатоки родного края» для учащихся младших классов исреднего звена проходит традиционно осенью.Участники знакомятся с городом и выполняюткраеведческие задания, совершая путешествиепо городу по определенному маршруту в удобное для них время. Игра-путешествие «Знатоки родного края» сохраняет свое название, ноежегодно маршруты путешествий и заданияизменяются. Задания самые разнообразныеэто: викторина, кроссворд, вопросы на внимание и сообразительность, рисунок, творческаяпрактическая деятельность и другие. Итогомпутешествия является оформленный дневниккраеведа или тетрадь краеведа. 

Первая такая игра-путешествие была проведена в 2017 году и посвящалась Всемирному дню туризма. В заданиях были учтены двезнаменательных даты: 335 лет городу и 50 летмонументу «Пушка», символу города. Учащиеся посещали школьные музеи, рисовали гербыи эмблемы школы, организовывали акции в микрорайоне, изобретали макеты новых объектовгорода. 

Участники игры-путешествия в разные годыпознакомились с центральной площадью города и Аллеей славы, совершили увлекательныепутешествия по «Городку алюминщиков» и Синарскому району. Задания путешествий оказались очень познавательными: познакомиться сархитектурой микрорайона, знаменитыми земляками, по старым фотографиям найти объекты, обнаружить мемориальные доски и памятники, изучить историю улиц и многое другое. 

Итоговая игра-путешествие по Красногорскому району, проходила в музее Уральскогоалюминиевого завода. Участники игры узналиисторию завода, познакомились с продукциейпредприятий алюминиевой промышленности.Все участники получили приз – образец боксита,алюминиевой руды из Соколовского карьера. 

Игра 2021 года была посвящена Году науки и технологий и 60 -летию полета человекав космос. Команды учащихся в сопровождениипедагогов и родителей самостоятельно путешествовали по городу и выполняли краеведческиезадания: «Квест «Затерянный космос» и «Наука и технологии в Каменске-Уральском». Квест«Затерянный космос» был разработан специалистами Центра развития туризма и адаптирован методистами ЦДО. Чтобы пройти квест –участникам нужно было скачать приложениеTelegram, найти бот Kamensk_kosmos. Учащиеся с помощью педагогов и родителей подружились с чат-ботом Сеней, который на протяжении всего маршрута давал задания и знакомилучастников с интересными космическими фактами. 

Учащиеся прошли маршрут, посетили виртуальную экскурсию по музею УПКБ «Деталь»,разгадали кроссворд, побывали на местах связанных с Космосом, нашли множество улицгорода, соответствующих тематике игры, написали замечательные отзывы о путешествии.Большой интерес вызвала таблица «Развитиетехники и технологий +(-) 100». Что только ненасочиняли учащиеся о предметах будущего.Здесь и видеоглаз, и уникальные роботы, прозрачные телефоны, межгалактические самолеты и поезда и даже «Умный ребёнок», которогоне надо учить счету, он будет всё знать с рождения. Ученики творчески выполнили задание поразработке эскиза памятника, посвященного науке и технологиям. Возможно, в будущем нашгород украсят новые арт-объекты: подзорнаятруба, солнечные часы, сотовый телефон. Возможно, будут построены памятники космонавтам и монументы, посвященные науке и технике. Многие участники игры мечтают, что в нашемгороде будет построен Планетарий. 

В сентябре-октябре 2022 года прошла игра-путешествие, посвященная Году народного искусства и нематериального культурного наследиянародов России. 

Участники мероприятия посетили городскойкраеведческий музей, Музей сельской культуры, Музей Уральского алюминиевого завода,Этно-Музей, Театр Драмы, геологический музей имени В. П. Шевалёва и выставку «Русскаяизба» в Центре дополнительного образования. 

Юные знатоки родного края знакомились с достопримечательностями, интересными творческими коллективами и знаменитыми земляками.Как горели глаза детей, когда они рассказывали, что им запомнилось во время путешествий врамках игры: они сдружились, узнали много нового и интересного, научились разнообразнымвидам декоративно-прикладного творчества,больше общались с родителями в увлекательной совместной творческой деятельности. 

Команды изучили и провели игры народовУрала с учащимися своих классов и представили жюри видео этих народных игр. Ученикишколы № 21 интересно обыграли изучение приветственных слов на разных языках. Участникиигры познакомились с творческими людьми исоздали книжки-раскладушки о коллективах различной направленности: «Забава», «Альянс»,«Каскад», «Пульс», «Дека-Данс», «Воздушнаяакробатика» и других. Каждая команда представила изделия, которые они изготовили напознавательных мастер-классах: куклы-обереги, керамические изделия, расписные доски, кокошники и т. д. Ученики из школы № 34, проявивтворчество, сшили одежду для бумажных куколв русском стиле и одежду северных народов –хантов. 

В рамках игры в классах были организованывыставки «Творчество моей семьи» и придуманы сказки и легенды о нашем крае: «Как рекина Земле появились», «Байновское озерцо»,«Урал», «Про доброго лося», «Семь братьев»,«Богатырь-камень» и другие замечательныетворения. 

По итогам игры для участников были проведены увлекательные экскурсии и мастер-классы.Юные знатоки родного края побывали в залахобновленной библиотекой имени А. С. Пушкина, познакомились с коллективом татарской ибашкирской культуры «Дуслык» (руководительГильмитдинова Мадиня Шавхитдиновна, балетмейстер Гайнуллина Гузель Халиловна). Намастер-классе изготовили весёлых матрешек. ВЭтно-Музее учащиеся примеряли костюмы народов Урала и попробовали себя в роли художников гжельской росписи. Краеведы из Центраобразования «Аксиома» побывали на экскурсиив геологическом музее имени В. П. Шевалёваи сделали себе подарки на мастер-классе. Всеучастники получили пригласительные на различные мастер-классы, которые они смогут посетить в течение учебного года. 

В проведении городской игры-путешествия«Знатоки родного края» и организации мастер-классов для учащихся приняли активноеучастие коллективы Центральной городскойбиблиотеки имени А. С. Пушкина, Центральной детской библиотеки имени П. П. Бажова,коллективы библиотек № 13 и 16, специалистыЦентра развития туризма, руководитель Музеясельской культуры МБУК «Центральная библиотека имени В. П. Дубынина». 

С целью формирования познавательной активности учащихся при изучении родного города ежегодно в апреле проводятся городские краеведческие квесты для учащихся 3-8 классов, организованные автором статьи. Краеведческие квесты способствуют расширениюзнаний по истории родного города, развиваютпознавательные способности учащихся черезпрохождение краеведческого маршрута, активизируют экскурсионно-исследовательскую деятельность учащихся. Краеведческие квестыпроходят в 2 этапа. На первом этапе учащиесязнакомятся с темой, выполняют творческие задания, оформляют собранную краеведческуюинформацию. Второй этап – прохождение квеста, обычно на местности в «реальности», гдеучастники показывают свои знания по теме данного квеста. Тематика краеведческих квестовежегодно меняется. 

В 2016-2017 учебном году проведенаквест -игра «Каменскому железоделательномузаводу – 315 лет». 

Краеведческий квест «Город знакомый и неизвестный» (2018 г.) содержал различные заочные задания для учащихся Синарского и Красногорского районов. 

Учащиеся «ходили» друг к другу в гости. А«хозяева» организовывали на маршруте экскурсии для гостей из другого района. Путешествияпроходили по проспекту Победы и по улице Каменская. Участники квеста узнали очень многонового о своем городе, побывали в новых длясебя микрорайонах. 

Участники краеведческого квеста «СтарыйКаменск» (2019 г.) путешествовали от монумента «Пушка» к Соборной площади. Путешественники побывали на экскурсиях в фитоцентре«Прасковья», центре демонстрации и разведения редких птиц и животных «Птичий остров»,в краеведческом музее. Юные краеведы познакомились с архитектурой ХIХ века, побывали наплотине, выполняли поисковые задания на Соборной площади. 

В 2020 году был организован краеведческийквест «Равнение на Героев», посвященный75 -летию Победы в Великой Отечественнойвойне. Участники квеста писали сочинения попредложенной теме: «Мои родные в годы войны», «О чем расскажет семейный альбом»,«Мои дедушка – герой» и т. д. Изучали памятникигорода, посвященные героям войны и тыла, проводили акции. Квест прошел в онлайн-формате. 

Краеведческий квест «Город-труженик»(2021 г.) проходил в несколько этапов. На заочном этапе учащиеся посмотрели фильм «Трудовой подвиг Каменска-Уральского» и описаливклад предприятий города в Победу в ВеликойОтечественной войне. В школах провели мероприятия в поддержку народной акции по присвоению Каменску-Уральскому почетного званияРоссийской Федерации «Город трудовой доблести», организованной Общественной палатойКаменск-Уральского городского округа. Плакаты, нарисованные участниками квеста, былиразмещены на выставке в городском краеведческом музее имени И. Я. Стяжкина. 

Очный этап проходил на бульваре Парижской Коммуны. Команды прошли по маршруту,выполняя задания по тематике квеста. Участников на этапах встречали волонтеры – студенты Каменск-Уральского техникума торговли исервиса. Юные краеведы отгадывали профессии, изображенные пантомимой, по предметамопределяли людей разных профессий, угадывали предприятия города по их продукции, представляли себя в роли архитекторов. Самымсложным, по мнению участников, было задание,связанное со знаменитыми земляками и их профессиями. 

Методическая разработка краеведческогоквеста «Город-труженик» заняла 2 место в областном конкурсе методических материалов потуристско-краеведческой деятельности. 

Второй этап Городского краеведческого квеста «Город доблести и славы» проходил апреле 2022 года в Центральной библиотеке Каменского городского округа поселка Мартюш. Вмаршрут были включены разнообразные задания, часть из которых учащиеся подготовили,оформляя Блокнот краеведа. Участники квестазаполняли таблицу «Наши земляки – Герои Советского Союза и Герои России», составлялирекламный проспект продукции предприятийгорода. Для Музея спорта записали интервью свыдающимися спортсменами, прославившиминаш город.

Команды активно и с удовольствием выполняли задания, наиболее интересными, по мнению учащихся, оказались этапы «Памятникигорода» и работа с картой Гусева Валерия Александровича. 

В завершении мероприятия учащиеся посмотрели фильм о Герое России Викторе Петровиче Дубынине и побывали на выставке «Спортты сила! Спорт ты дух!» в Музее истории сельской культуры МБУК «Центральная библиотекаимени В. П. Дубынина». 

Некоторые разработки представленных мероприятий уже были использованы другимипедагогами Центра дополнительного образования, например, игры-путешествия по Красногорскому и Синарскому районам прошли в рамкахгородского проекта «Сияй, Земля Уральская». 

Представленные игры-путешествия и краеведческие квесты можно проводить не толькона муниципальном уровне, но и в отдельномобразовательном учреждении по готовым методическим разработкам. В ближайших планахавтора статьи создать сборник методическихматериалов по проведению краеведческих квестов и игр-путешествий «Знатоки родного края».

Изображение

Участники краеведческого квеста Город доблести и славы 2021 год

Изображение

Мастер-класс в ЭтноМузее 2022 год

Изображение

Выставка Дневников краеведа 2022 год

Нет записей

При использовании информационных материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем.

Я принимаю условия «Пользовательского соглашения» и даю своё согласие на обработку Администрацией сайта «Каменск-Уральский. Страницы Истории» персональных данных и cookies.