Архитектура и градостроительство
Статьи по архитектуре и градостроительству Каменска-Уральского: архитектурные особенности Старого Каменска, Синарского и Красногорского районов, историко-культурные анализы зданий и сооружений, описание архитектурных ансамблей, особенности формирования архитектурного облика городских пространств.
Статьи по истории Каменска-Уральского и его окрестностей в XX веке.
В статье проводится историко-архитектурный анализ уникального наследия советской эпохи — клубов и дворцов культуры г. Каменска-Уральского, прослеживается смена архитектурного стиля этих зданий и принципов их использования в связи с изменением политической ситуации в стране.
Предметом моего исследования стала башня на крыше дома номер 9 по улице Олега Кошевого в соцгороде Трубный – для кого или для чего она была создана?
Статья посвящена исследованию истории проектирования и строительства квартала-коммуны «Городок алюминщиков» (комплекс «Центральная жилищная секция») 1937 г. в соцгороде УАЗа в Каменске-Уральском и анализу его объемно-планировочных и архитектурно-художественных особенностей.
Поселок имени Чкалова, как и другие поселки нашего города, имеет свое интересное начало. Чтобы узнать его историю, следует вернуться в 20-30-е годы ХХ века.
Горожанам, да и гостям нашего города известен один из символов Каменска — арочный железнодорожный мост через реку Исеть, построенный по проекту архитектора Росновского В.А. в Каменске-Уральском. Недавно удалось обнаружить некоторые документы, проливающие свет на историю его строительства.
Генплан 1948 года дал толчок комплексному развитию Каменска-Уральского, и уже в первое десятилетие были проведены большие работы: реконструкция Байновского моста и плотины на Каменке, строительство двух путепроводов на железнодорожной ветке челябинского направления.
Мосты – соединяющие звенья. Они сближают, связывают и, в конечном итоге, развивают территории…
После окончания Великой Отечественной войны люди вернулись к мирной жизни. Стояли задачи не только восстановить разрушенное, но и развивать существующее.
На примере Каменска-Уральского можно сказать, что решались не только текущие проблемы, но создавались действительно перспективные программы на десятилетия вперед.
5 декабря 2020 г. на конференции «Каменские чтения» старший научный сотрудник краеведческого музея Любовь Васильевна Зенкова в своем докладе «Берега Исети: экскурс в прошлое» сделала довольно громкое заявление. Оказывается, что «Эскизный проект планировки и реконструкции соцгорода УАЗа. Генеральный план застройки» 1943 года содержит рисунок первоначального проекта железнодорожного моста архитектора В.А. Росновского. Причем сам мост на тот момент вот уже несколько лет, как эксплуатировался (сдан в декабре 1940 г.).
В 1934 году было начато строительство Уральского алюминиевого завода. Чтобы обеспечить завод необходимым сырьем и топливом нужен, был железнодорожный транспорт. Ветка Екатеринбург – Шадринск – Курган, проходящая через Каменск, лежала к северу от Уральского алюминиевого комбината, на достаточном расстоянии. Между ней и заводом – еще одна преграда, река Исеть. И тогда, в 1938 году, был разработан проект железнодорожного моста, чтобы подвести транспорт.
… Уже потом я узнаю, что деревня называлась Байново, а сам мост Байновским. Так бы и остался этот мост в моей памяти в таком виде, в котором я его видел, если бы много лет спустя незнакомый старик при упоминании Байновского моста вскользь не обмолвился, что построили его еще до революции.
Эта история действительно произошла в нашем городе и не одна сотня людей была тому свидетелями. Кому-то она оставила незаживающие в душе раны, кого-то заставила другими глазами посмотреть на своё окружение, кого-то сделала сильнее, кого-то вычеркнула из жизни. Из этических соображений я изменил имена и фамилии участников этих событии.
В ноябре 2016 исполнилось 75 лет началу массовой застройки заводских жилых микрорайонов, которые оформились в рабочий поселок, получивший свое громкое название — поселок им. Чкалова. У каждого вопроса есть своя предыстория. Возникновению поселка предшествовали решения по созданию Каменск-Уральского металлургического завода.
Многие жители и гости Каменска-Уральского еще помнят дворы, площади и скверы нашего города с обилием цветов, скульптурами и фонтанами. Это было веяние времени: в довоенные годы создавались соцгорода; люди стремились сделать их красивыми и уютными.
Здание в духе московского университета на Воробьевых горах должно было доминировать на площади Горького, его центральная часть предполагалась в 11-12 этажей, боковые жилые крылья – 7-8 этажей. Венчала его башня со шпилем. Но данному проекту не суждено было воплотиться в жизнь и на этом месте появилась «девятиэтажка»...
ДК УАЗа — бесспорно один из лучших образцов культурно-просветительских зданий советского периода в Уральском регионе, заслуживающий статуса памятника архитектуры. Он имеет оригинальную композицию, во многом выпадающую из распространенных в период 1940-х – 1950-х гг. типовых проектов клубов, кинотеатров и дворцов культуры.
История формирования центральной части одного из районов города – соцгорода УАЗа — в 1940–1950-е гг., анализ его планировочной структуры, стилистики и объемно-планировочного решения зданий и сооружений этого период.
К 100-летию со дня рождения каменского мастера-лепщика Виктора Николаевича Артимоновича (18.04.1913-1974)
Типологические особенности и стилистические тенденции архитектуры Каменска-Уральского 1950-1960-х годов на примере вновь выявленных объектов культурного наследия.
Соцгород трубников начали возводить в 1932 году с северной стороны от поселения Каменский завод. Жилой комплекс был ограничен кварталом в границах улиц Беляева (бывшая Клубная), Лесная, 3ои Космодемьянской, Карла Маркса.
Описание и анализ проектирования и осуществления комплексной застройки 1930-х гг. в г. Каменске-Уральском соцгородов Синарского трубного завода и Уральского алюминиевого комбината, построенных в русле архитектурно-градостроительных тенденций 1920-1930-х гг.
Архитектура советского периода г. Каменска-Уральского практически не изучена специалистами, но именно в 1930-1950-е гг. возле заводского поселка Каменский завод сформировался индустриальный город Каменск – третий по величине в Свердловской области.